ProGamer
×
×
  • Создать...

Обучающие ресурсы для разработчиков игр


gamedev resources

Хорошие учебные материалы найти непросто. Особенно, если вам нужны бесплатные. Интернет битком набит журналистами, аналитиками и прочими создателями контента, старающимися завладеть вашим вниманием.

Мне, как предпринимателю, нравится собирать и сортировать полезные ресурсы. Я хочу посвящать своё время и мысли информации, достойной таких вложений. Хоть мы все и любим длинные списки ссылок, мы лишь бегло их проглядываем, чтобы сохранить парочку в избранном и больше никогда не открывать.

Мне нравится иной подход: я сокращаю список сайтов и книг до одного-двух источников, которые кажутся мне глубокими, доступными и эффективными. И в дальнейшем изучаю только их. Полусотне случайных сайтов я предпочту одну единственную книгу Джесси Шелл (Jesse Schell) Art of Game Design. Я скорее буду вдоль и поперёк прочёсывать Ctrl+Paint, чем просматривать десятки обучающих материалов, хотя сам начинал развивать умение создавать цифровые рисунки с уроков Демиарта. Мне нужны хорошо написанные, структурированные и мотивирующие курсы. Мне нужны насыщенные тексты, проверенные авторы. И я уверен, что вам тоже! Данная статья поможет в подобных поисках.

Составляя этот список, я перелопатил кучу сайтов. В своё время я потратил на поиски бесчисленное количество часов, и теперь с уверенностью могу посоветовать лучшие бесплатные ресурсы. Список не является исчерпывающим, да и не задумывался как таковой. Но и в нём хватит ценной информации, чтобы вам было чем заняться в ближайшие несколько месяцев.

Некоторые из перечисленных сайтов будут вам прекрасно знакомы. Но вы удивитесь, узнав, как много ваших коллег по цеху никогда на них не заходили. Чтобы угодить всем, я постарался подобрать сочетание популярных и менее известных ресурсов. Для удобства все они отсортированы: сначала ресурсы на русском языке, затем на английском. Кстати, насчет языка. Разработчику английский необходим как воздух. И да, я употребляю слово «разработчик» в широком смысле. Поехали.

Отечественные блоги и сообщества отличаются своей разносторонней направленностью. В них пишут обо всем, кроме самой разработки игр. Порой чтение не специализирующегося на разработке игр прекрасного блога Константина Говоруна darkwren.ru дает больше пищи для размышлений. На сайте Ммозговеда можно прочитать много интересных вещей и обнаружить лишь малую часть про разработку игр и MMO в частности, но все предельно интересно и помогает в поиске идей. Блог Галенкина, наверное, после выхода SteamSpy, о нём все уже слышали. Нарраторика от Марии linxxa Кравцовой незаменима для игровых сценаристов и просто писателей. Нелишним будет последить за блогом Сергея Климова. Большие надежды были на Хабр, но уровень материалов там скатился до абсолютного нуля, изредка лишь радует блог Plarium. Я бы мог порекомендовать еще отечественного, но там очень много лишнего шума (от маниакального увлечения кино до резки по дереву), который нам ни к чему.

В недалеком прошлом существовало активное сообщество на dtf, но позднее многие перебрались на форум gamedev.ru, который бы следовало причесать и тем самым приостановить перетекание пользователей по отдаленным уголкам Рунета. Канал DevGAMM на YouTube. К нему можно добавить материалы КРИ, но я не нашел актуальных записей с этой конференции.

Дальше всё на английском. Ничего страшного в этом нет, прошедшие одиннадцатый класс общеобразовательной школы начинают всё понимать на лету уже через пару недель. Берём и читаем, ну или смотрим.

Gamasutra – не требует дополнительного описания т.к. о нём все уже давно знают и начинают день с изучения материалов именно там. На страницах Гамасутры можно встретить авторские материалы и перепечатки статей из популярных блогов разработчиков игр, лучшие из них переведены в разделе, посвященном разработке игр нашего сайта.

Бесплатный раздел GDCVault содержит множество выступлений с Game Developer Conference. Тут можно ознакомиться с углублённым взглядом на разработку игр от самых известных и опытных представителей индустрии. Тогда как Gamasutra предлагает материал в виде текстов для тех, кому больше нравится такой формат, GDCVault фокусируется на видео и слайдах. Обратите внимание, что у них есть архив видео на новом канале Youtube. Каждую неделю там появляются новые ролики с последними выступлениями лидеров индустрии.

На Pixel Prospector можно найти все необходимые инструменты для разработки игр. На сайте есть полноценное руководство по маркетингу игр, а также обширный и удобный список ссылок на игровые ресурсы.

Extra Credits – популярный YouTube-канал с короткими роликами на тему гейм-дизайна. Информация подаётся с упором на важные детали, зачастую упоминаются последние новости индустрии, благодаря чему Extra Credits – отличное место для быстрого ознакомления с текущим положением дел в мире игростроения.

Автор сайта Three Hundred Mechanics Шон Ховард (Sean Howard) поставил перед собой задачу: придумать и описать три сотни игровых концептов. Каждый раз он подробно описывает свои идеи, иногда делится алгоритмами или своим дизайнерским процессом. Его исследование всевозможных идей и жанров очень вдохновляет, а описанные механики выглядят довольно оригинальными. Я много времени провёл в категории процедурной генерации, поскольку по этой теме информацию найти сложновато. На смежном сайте Three Hundred Prototypes можно увидеть несколько прототипов игр на HTML5, реализующих некоторые из концептов.

Donjon – уже более нишевый ресурс. Это полезный и занимательный сайт для всех создателей RPG. Здесь много специализированных статей и генераторов значений, выводящих из творческого тупика. Вы можете генерировать подземелья и магазины со случайными описаниями и локациями, списки названий и имён и даже календари. Donjon также предоставляет специфические инструменты для игр в жанре фэнтези, игр, вдохновлённых Dungeon and Dragons, и для фантастических вселенных. Пускай сайт, по всей видимости, задуман как ресурс для любителей настольных игр, он остаётся полезным для всех разработчиков RPG.

Unseen 64 — учимся на чужих ошибках. Успешный проект может быть просто удачей. На сайте собирают игры, которые так и не дожили до издания по различным причинам.

В Game Programming Patterns описываются распространённые шаблоны программирования, применимые к разработке игр. В каждой главе рассматривается один шаблон, все они начинаются с конкретных примеров. Возможно, это лучшее в сборнике – он даёт понять, чем полезен каждый шаблон. Кроме прочего, автор поясняет ограниченность разнообразия шаблонов, их развитие с течением времени и т.д. Образцы кода написаны на C++, но они всегда короткие и легко читаемые. И в качестве вишенки на торте: колонка справа содержит дополнительные комментарии, заполняющие любые пробелы, которые могли остаться в оригинале.

Creative Uncut содержит арты из самых разнообразных консольных и компьютерных игр. Все изображения без водяных знаков. Тут можно найти великолепные иллюстрации из Odin Sphere, Breath of Fire V и даже из ещё не вышедшей Dark Souls III.

Общие знания

Создание игр – это не только программирование, дизайн и графика. В создании игр основным является широта знаний и понимания происходящих процессов. Как подсказывает опыт людей, придумавших Фримена, если за спиной нет высшего образования или многолетней практики разработки, то вам скорее всего придется несладко, вы просто не сможете генерировать решения достаточного уровня.

Всегда будет полезно хорошо знать математику и физику. Вам может понадобиться выучить новый язык для общения с аудиторией или для выхода на новый рынок. Общие знания расширяют нашу внутреннюю библиотеку, из которой мы постоянно черпаем новые идеи. Я завершу свой список двумя ссылками на сайты для обучения всему понемногу, в онлайне и бесплатно. Фильтровать информацию в этом случае вам придётся самостоятельно.

No Excuse List – это рекомендации по изучению музыки, иностранных языков, программирования… всего, что угодно. Там, например, есть ссылки на Coursera и Khan Academy – моих фаворитов из числа бесплатных образовательных сайтов. На Coursera даже появился десяток курсов на русском языке, к сожалению, данный тренд пошел на спад, но не всё так плохо.

Национальная платформа открытого образования — отечественный аналог Курсеры, пока там не очень много курсов, обещается больше.

University of Reddit – ещё одно место для поиска бесплатных обучающих курсов по самым разным дисциплинам. Общественные науки, игры, информатика, философия… всё отсортировано по категориям, а система голосований помогает найти популярные материалы.

Заключение

Этого должно быть вполне достаточно, чтобы вы с головой погрузились в изучение разработки игр. Здесь нет списка книг, который будет опубликован отдельной статьей. И скорее всего, вам понадобится наш гайд по актуальным игровым движкам.

Я пропустил какой-то из ваших любимых сайтов? Не стесняйтесь и расскажите о нём в комментариях!

Обновлено 2016. Мы планируем опубликовать новую версию рекомендуемых для чтения разработчиками источников. Но думаю, что некоторые ссылки уже можно опубликовать и они должны быть здесь:

  • Для будущих мастеров кода перевод курса Harvard CS50 от JavaRush и Vert Dider. Опытным можно пройти мимо, а новичкам помимо основ программирования обеспечено еще и хорошее настроение.
  • Мы пропустили один кладезь информации, даже с переводом Яна Шрайбера, исправляемся. Куча разных переводов и статей на Аус Хестов.
  • Лидирующая и постоянно обновляемая группа Gamedev в Вконтакте.
  • Перезапуск dtf.ru, игровая рубрика с vc.ru переезжает.

Обновлено 2017. Манжеты гейм-дизайнера — перспективный и постоянно обновляемый коллективный блог про гейм-дизайн.


Владимир FrostBite Хохлов @progamer_ru [email protected]

Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас

Поспорю про резку по дереву. Прототипирование персонажей возможно из глины или другими простыми и дешевыми способами.

Ответить 0 - +

Замечательная статья, по крайней мере на первый взгляд) Спасибо большое, прям с этого дня начну копаться в ссылочках.

Ответить +2 - +