Тренер в киберспорте – что он делает и зачем он нужен

Киберспорт, Статьи | |

Robert Yip

Роберт Йип (Robert Yip) – практикующий спортивный психолог, а также аккредитованный тренер по силовой и физической подготовке. Он уже два года работает в киберспорте и пишет статьи, в которых рассматривает параллели между киберспортом и обычным спортом, акцентируя внимание на повышении эффективности.

Недавно я имел удовольствие поговорить с одним прогеймером, который обратился ко мне за советом, как ему следует готовиться к турнирам. (Тут следует отметить, что, на мой взгляд, нет принципиальных различий в том, готовитесь ли вы к обычному спортивному состязанию или киберспортивному турниру.) Этот человек – опытный профи, который выиграл много турниров, поэтому я сразу обратил внимание на два момента. Во-первых, он прямо признавал, что не понимает, почему диета и упражнения играют столь важную роль в поддержании хорошей физической и умственной формы. Он уже знал, что какая-то пища в этом отношении хороша, а какая-то плоха, и был твёрд в своём желании самосовершенствоваться. Во-вторых, он показался мне довольно скромным, но в то же время воодушевлённым собеседником. Он понравился мне тем, что делал заметки, задавал вопросы и делился ссылками. Это очень непохоже на то, как обычно ведут себя профессиональные игроки, потому что они, как правило, редко проявляют инициативу в таких вопросах.

История противостояния концептов «игры» и «тренировки»

«Как вы тренируете своих игроков?»

«У нас есть тренер… он из Кореи».

Slayers`Boxer, ранее киберспортивная суперзвезда, теперь киберспортивный супертренер (изображение взято на gosugamers)

Slayers`Boxer, ранее киберспортивная суперзвезда, теперь киберспортивный супертренер (изображение взято на gosugamers)

Диалог, вынесенный в эпиграф, наглядно демонстрирует, как многие прогеймеры видят «хорошую» тренировку. В результате игроки начинают думать, что если не будут тренироваться в Корее, все их усилия пойдут впустую. Я надеюсь, эта статья будет достаточно информативна, чтобы люди начали задавать вопросы о приоритетах в киберспортивной тренировке.

Некоторые аспекты киберспортивной культуры сродни сорняковым корням, глубоко врывшимся в пахотную почву. Бывалые игроки часто ностальгируют в духе «вот раньше было время» – дескать, нынешняя возня не чета былым сражениям и славе. Люди, видимо, просто склонны к тому, чтобы прославлять былые времена и былых героев.

Впечатления, которые объединяют и роднят вас с другими людьми, всегда приносят удовольствие, причём независимо от того, в какую игру вы играете и когда начали. Это чувство постоянно подталкивает нас к тому, чтобы вернуться к игре. Заставляет хотеть большего. Мы играем в какую-либо игру, потому что она нам нравится, а раз нравится, то мы, скорее всего, будем инвестировать в неё всё больше и больше своего времени. Чем больше инвестируем, тем лучше становятся наши навыки – тем лучше мы играем.

Большинство геймеров инстинктивно понимают концепцию «чем больше инвестируешь времени, тем лучше получается». Одним людям для того, чтобы прокачать тот или иной навык, требуется больше времени, чем другим, а некоторым и жизни не хватит, чтобы дотянутся до тех или иных высот. Что можно сказать наверняка, так это то, что все мы играем ради удовольствия (просто некоторые с акцентом на победу) – даже прогеймеры.

Те, кто достиг статуса «профессионального геймера», прошли через то же самое, что и все остальные игроки. Они выбрали какую-то игру, и посвятили ей всего себя, со страстью и преданностью. Любой человек, находящийся в здравом уме, не упустит возможность получать деньги за то, что ему нравится, а тем более за то, во что он вложил очень много своего времени. В сущности, подросткам платят за то, что они играют в видеоигры. Но многие смотрят на это, как на напрасную трату времени и сил. Они видят в видеоиграх нечто такое, что отвлекает от школьных занятий, мешает нормальному социальному взаимодействию. На видеоиграх стоит клеймо, из-за которого они не могут быть социально приемлемым источником занятости и впечатлений. Вероятно, такая точка зрения возникла из-за того, что люди не видят в видеоиграх чего-то полезного и значимого. Но что, если прогеймеры, тренируясь и играя в видеоигры, будут становиться лучше в личностном плане? Изменится ли общественное мнение? Перестанет ли социум считать геймеров страдающими от ожирения неудачниками, которым трудно найти язык с другими людьми, коими их часто рисуют всевозможные СМИ?

Для того, кто стремится стать профессиональным киберспортсменом, не остаётся ничего, кроме как играть и добиваться как можно лучших результатов. Когда игрок достигает определённого уровня, ему достаточно лишь немного засветиться, чтобы получить предложение от какой-нибудь команды. Большинство спортсменов считают это вершиной своей карьеры. Всё детство и подростковые годы вы работаете над тем, чтобы проявить себя в среде таких же, как вы – единомышленников, настроенных на конкуренцию. В мировом спорте спортсменов воспитывают с младых ногтей и вкладывают в это огромные деньги. К примеру, нет ничего необычного в том, чтобы у шестилетнего ребёнка был свой собственный тренер. Сей патронат продолжается вплоть до того периода, когда становится ясно, достиг ли ребёнок должного уровня или нет. Считается, что будущий потенциал этих игроков стоит таких расходов. Есть и альтернативный метод, при котором игроки развиваются самостоятельно, пока не достигнут определённого возраста, чтобы можно было определить их способности. В результате совершенствование этих игроков отдано практически на волю случая. У них нет доступа к лучшим специалистам и тренировочным техникам, следовательно, они вынуждены полагаться лишь на догадки, слухи и на слежение за собственным прогрессом. К сожалению, подавляющее число киберспортсменов движется именно этим путём, им катастрофически не хватает системной поддержки. Они продолжают пользоваться теми «шлифовальными камнями», которые помогли им добиться первоначального успеха. Играть, играть, передохнуть немного и снова играть. Игроки думают, что уровень их мастерства повысится соразмерно времени, потраченному на игру, но это не так. В какой-то момент игрок достигает, если выражаться финансовыми терминами, уровня убывающей доходности. В результате план достижения успеха идёт по швам, игрок теряет мотивацию и показывает неудовлетворительные результаты, нуждаясь в постоянном поддержании должного уровня физической и умственной работоспособности. «Команда продаёт свой бренд, чтобы остаться на плаву» – эта новость может облететь заголовки всех тематических изданий, но высокая текучесть игроков и бездна любителей, которые в любое время готовы занять их место – два этих фактора, как правило, упускаются из виду. Карьера киберспортсмена столь коротка, что инвестиции в него могут показаться абсолютно бесполезными. Но что, если киберспорт будет пользоваться ресурсами своего старшего, невиртуального брата? Будут ли профессиональные геймеры готовиться к соревнованиям лучше?

Почему тренера важны?

Если посмотреть на обычный спорт, то это своего рода гонка, где команды постоянно ищут, а затем берут на вооружение самые последние тренировочные идеи и техники. Таким образом, идёт постоянное развитие, поэтому закоснелые команды волей-неволей выносит за борт. В младом возрасте игрокам прививаются привычки и навыки, которые благоприятно влияют на всю их спортивную карьеру. И когда игрок вырастает, эти привычки, укоренившиеся в нём, начинают жить своей жизнью. Работа спортсмена – это не только тренировки и турниры, это все двадцать четыре часа в сутки. Хороший тренер будет смотреть на весь распорядок дня вверенного ему спортсмена, пытаясь сделать его как можно лучше. Сон, диета, физические и умственные упражнения, восстановление, планирование и личностное развитие – всё это происходит не во время тренировок. Но эти часы, тем не менее, влияют на состояние спортсмена и на то, насколько эффективно он будет тренироваться. Если пренебречь этой идеей, то спортсмен будет орудовать, образно говоря, тупыми инструментами.

Тренер жизненно важен как для игрока, так и для всей команды, но роль тренера будет отличаться в зависимости от его сильных сторон. Если тренер силён в аналитике, то сосредоточится главным образом на данных и статистике, а если в организации режима, то будет пристальнее следить за распорядком дня спортсмена. Первостепенная цель тренера заключается «не в том, чтобы читать лекции, а в том, чтобы способствовать обучению, присущему самой деятельности, указывая на возможности для обучения и превращая неудачи в учебный опыт». Тренер даёт игроку гораздо более стабильную поддержку, что влечёт за собой быстрые и плодотворные изменения. Эти изменения происходят благодаря тщательному планированию и коммуникации между всеми участвующими сторонами (не только игроком и тренером). В ситуации, когда тренеры берут на себя заботу о тренировке игроков, организация может сосредоточиться на других направлениях, то есть все будут заниматься тем, что у них получается лучше всего. Таким образом, вы платите за то, чтобы не беспокоиться об игроках. Вы платите за то, чтобы за их развитием кто-то присматривал. Благодаря этому команда становится более продуктивной, т.к. тренеры оказывают на неё своё позитивное влияние. Вносят ощутимый вклад в общие усилия. Но если советы об упражнениях, диете, психологии, жизненных проблемах, травмах и прочем будут давать неквалифицированные люди, то специфика уступит место обычной общей подготовке.

О тренерах часто судят по победам и поражениям вверенным им игроков. «Ваша любимая команда играет лучше или хуже, чем раньше?» Хотя задача тренера заключается в том, чтобы совершенствовать игроков, иногда результаты их работы не столь очевидны. То, как подготовка и тренировка влияют на игроков, можно увидеть, лишь хорошенько присмотревшись к деталям. Поражения не сводят на нет результаты отличной тренерской работы, а победы могут с нею не коррелировать. Тренерская работа – это сложная динамика с участием всех, кто работает в команде. Разрыв между квалификацией тренеров станет виден лишь в том случае, когда на тренерской сцене будут преобладать профессионалы. Речь не только о киберспорте, эта схема справедлива для всех любительских видах спорта, которые хотят приобрести профессиональный статус.

Тренер обязан всегда следить за развитием игрока. Он должен искать способ сделать тренировку более индивидуальной, чтобы повысить мотивацию игрока, в то же время придерживаясь общих целей. Для того, чтобы игрок начал заниматься чем-то новым, от него требуется определённая степень доверия. Когда взаимопонимание достигнуто, игроку уже не обязательно двигаться в каком-то абстрактном направлении, он сможет сосредоточиться именно на той тренировке, которую предложил тренер. Доверие позволяет усердно работать и держать каналы связи открытыми. Порой я встречаю игроков, которые кажутся «заблудившимися». Им трудно сформулировать то, что им нужно сделать. В итоге они просто возвращаются к тому, что делали раньше. Прежде чем игрок поставит под сомнение собственные действия, проходит, как правило, несколько циклов, потому что периодически он, тренируясь как раньше, всё же получает какой-то позитивный результат, который усиливает циклическое поведение. Тренер должен оставаться беспристрастным, поддерживать контроль за эмоциями и помогать игроку в преодолении невзгод и неудач.

Кроме того, желательно, чтобы тренер предоставил игроку специальную тренировочную площадку. Есть распространённое мнение, что если игрок и тренер находятся за сотни километров друг от друга, то и тренировать в разы сложнее, чем если бы тренировка проходила в специальном спортивном центре. Но в работе с полупрофессиональными спортсменами, а также в таких видах спорта, с которыми массовая аудитория знакома плохо, тренер, как правило, сосредотачивается на том, как игрок тратит своё время и ресурсы. Более того, квалифицированного (тем паче, зарубежного) тренера редко встретишь на местном уровне, поэтому игрок должен искать его где-то ещё. Наилучшие результаты видны у тех игроков, которые тренируются усерднее других, но не менее важно обучаться и иметь возможность для достижения большего. Игроки, у которых нет доступа к этим возможностям, будут иметь много трудностей в раскрытии своего потенциала, что плохо, с какой стороны не посмотри.

Любой тренер, за исключением играющего, может свободно перемещаться между разными видами спорта. Они могут пользоваться своими знаниями везде, поскольку они затрагивают спортсмена – его разум и тело – и то, как лучше подходить к тренировке и восстановлению. Эти тренеры могут работать не только для одного игрока или команды, но и для целой организации. В конечном счёте команды лишь выиграют от наличия этих тренеров, уже не говоря о том, что это поспособствует развитию и становлению профессиональной среды для новых и уже существующих игроков. Требования к подготовке не меняются от одного вида спорта к другому, а индивидуальная тренировка всегда влечёт за собой позитивные результаты независимо от мастерства игрока.

К примеру, в 3 играх TeamLiquid участвовало 13 игроков. EG – 23 игрока в 4 играх. TeamDignitas – 57 игроков в 10 играх (согласно данным на их вебсайте). Не всякая команда может позволить себе отдельного тренера для каждой игры. Кроме того, в некоторых командах присутствуют игроки из разных стран, что тоже препятствует адекватной тренерской работе. Вот лишь некоторые из барьеров, с которыми может столкнуться тренер, и некоторые из проблем, из-за которых тренеров в киберспорте не так много, как хотелось бы.

Если команда большая, а игровых дисциплин, в которых она принимает участие – несколько, то работы здесь, соответственно, много. Организация должна стремиться к тому, чтобы развивать свой бренд, привлекать спонсоров и не забывать о том, чтобы все игроки оставались счастливы. В связи с этим очевидно, что в команде, помимо, собственно, игроков, должен быть специальный персонал, благодаря которому и будут крутиться командные шестерёнки. Но сейчас сложилась такая ситуация, что многие киберспортивные команды просто не в состоянии обеспечить сотрудника нормальной зарплатой, поэтому многие позиции остаются неоплаченными. Персонал и менеджмент делают всё возможное, а основной упор делается на игроков. Преимущество тренера заключается в том, что менеджер может взвалить на него бремя по подготовке и «логистике» игроков, а сам – заняться развитием бизнеса. В результате за игроками присматривают специальные люди, которые несут перед менеджером ответственность за их действия или бездействия, поэтому продуктивность игроков растёт, что хорошо и для тренировки, и для рекламы бренда.

Как тренеры влияют на игроков

«Чтобы стать жокеем, вам не обязательно быть лошадью», – Арриго Сакки (экс-тренер ФК «Милан»)

В течение нескольких лет бытует мнение, что киберспортивному тренеру для того, чтобы быть эффективным, нужно обладать очень глубокими знаниями об игре, но вовсе не обязательно очень хорошо в неё играть. Исходя из этого, любой игрок, закончивший с прогеймерской карьерой, может сразу же приступить к тренерской работе. Однако знания, опыт и стиль этого игрока вовсе не обязательно будут коррелировать с характеристиками его подопечного. По этой причине тренеры сначала должны пройти обучение, чтобы делиться своим опытом в разных направлениях. Поскольку киберспортсмены играют в игры, которые по сложности могут сравниться с шахматами – вроде StarCraft, League of Legends или DOTA2 – тренеру потребуются самые исчерпывающие знания. Профессиональные игроки делают карьеру, оттачивая своё мастерство в определённой роли, будь то раса, стиль или позиция в команде. Таким образом, их знания ограничены определённой нишей. Если они тренируют игрока, который играет в той же самой роли, то всё замечательно – этому тренеру есть, что предложить. Но когда знания тренера не отвечают текущей задаче, возникают проблемы. Сможет ли игрок, сделавший имя, играя «джанглером», предложить помощь тому, кто играет за «хард-саппорта»? Сможет ли стракрафтер, который одержал много побед, играя за зергов, пригодиться команде, где все играют за протосов и терранов? Будучи за пределами зоны своего комфорта, это игрок будет не тренером, а скорее консультантом. Тем не менее, это тоже важная роль, поскольку хороший тренер может дать начало очень продуктивной дискуссии. Тренер должен дать команде то, чего у неё до его появления не было. Хороший тренер, придя в команду, должен определить, каковы компоненты, которых недостаёт для достижения успеха, и с самого начала стремиться к их приобретению. С появлением нового тренера меняется командная атмосфера или начинается переходный период, что влечёт за собой, как правило, позитивные перемены. Это наиболее заметно, когда в команду приходит тренер, который никогда раньше тренером не был. Иногда сам факт найма тренера приносит больше позитивных перемен, чем действия этого тренера.

Тренерский состав команды SKT1 (Park посередине)

Тренерский состав команды SKT1 (Park посередине)

«Проблемы лежали в самом фундаменте. У команды не было хорошей базы. А если нет хорошей базы, то вы, будучи тренером, можете сделать не так уж много. Когда я говорю о хорошей базе, то имею в виду некое место, где игроки могли бы сфокусироваться на тренировке, а в EG-LT такого места не было. Кроме того, были и другие проблемы – мировоззрение игроков, их привычки, которые проявляли себя во время тренировок, и привычки вообще. В целом игроки имели хорошее представление об игре, но некоторые были слишком упрямы и играли сами по себе», – тренер Park (взято из статьи о EG-TL).

На что мы должны обращать внимание в тренерской работе? Игроки становятся лучше благодаря знаниям, которыми тренер с ними делится, или благодаря переменам в распорядке дня? Исследования показывают, что игрок может серьёзно вырасти, следуя определённому режиму – постоянному и прогрессивному. Если тренер может инициировать и поддерживать хорошо спланированный режим, это позволит улучшить эффективность и результативность обучения. Изменив подход к тренировке, тренер может здорово повлиять на улучшение производительности (причём это может быть обыкновенный совет). Многие профессиональные киберспортсмены в душе остаются всё теми же любителями: их тренировка может быть неэффективной и непоследовательной – скажем, на этой неделе они возьмут себя в руки и будут тренироваться до седьмого пота, а на следующей будут валять дурака. В попытке исправить это я стану на сторону игроков и команд, которые работают со спортивными тренерами для улучшения физических и умственных способностей игроков. Кроме того, спортивный тренер способен организовать практичный тренировочный режим, который максимизирует работу и время. У спортивного тренера есть опыт понимания того, как подготовить игрока к соревнованию с учётом подготовки как таковой. Это, с одной стороны, возымеет позитивный эффект на игровые способности кибеспортсмена, а с другой, даст дополнительные преимущества в личностном развитии и продлении карьеры.

Какие типы тренеров нужны в киберспорте?

Допустим, мы живём в идеальном мире, где наша команда обладает бесконечными ресурсами, благодаря которым может внедрить массу улучшений – от превосходных учебных центров (как у KT) до комфортных жизненных условий. Но этого будет недостаточно, т.к. игрокам потребуется баланс между работой и восстановлением, что и достигается при помощи планирования. Многие смотрят на тренера как на роскошь – в противовес необходимости – однако очевидно, что в киберспорте есть несколько областей, где тренер может очень здорово пригодиться. Ниже я перечислил главные типы тренеров. Будучи вместе, они образуют собой полноценный тренерский штаб. Каждый из этих профессионалов играет собственную роль в команде, и все они работают на достижение одной цели. Если одна из этих ниш окажется свободной, то другому тренеру придётся её восполнять. В результате тренеры уже не смогут играть свои роли в полную силу, т.к. им придётся отвлекаться на чужие роли, уже не говоря о недостатке опыта. Если в команде вообще не будет никаких тренеров, пустующую нишу, скорее всего, волей-неволей займут друзья, игроки, менеджеры и прочий сторонний персонал, что иначе как неэффективной тратой времени и сил не назовёшь.

Пускай мой тренерский диапазон не включает в себя менеджеров, я всё же не ставлю под сомнение то, что они являются важными винтиками в командной машине. Сейчас многие менеджеры, как правило, делают больше, чем требуют их обязанности. Игрокам должна быть предоставлена возможность тренироваться и соревноваться, не беспокоясь о заработной плате, перемещении с места на место, проживании и прочих материально-технических вещах – забота о них может негативно сказаться на эффективности игры. Хороший менеджер умеет организовать все вышеуказанные вещи, в то время как очень хороший менеджер вдобавок ещё строит отношения с игроками и оказывает столь необходимую для них поддержку. С другой стороны, бывают случаи, когда владельцы или менеджеры ведут себя непрофессионально и безответственно, что привлекает много внимания со стороны СМИ и затмевает работу действительно хороших менеджеров. Я сужу об этих людях, как о гнилых яблоках, потому что они пытаются работать в области, которая находится далеко за пределами их опыта и компетенции. То же самое касается тренерской работы – вы не поймёте, что вам не хватает хорошего менеджера, пока не пообщаетесь или не поработаете вместе с ним.

«Я думаю, что у действительно хорошего менеджера должен быть неподдельный интерес к людям, с которыми он работает. Если такого интереса не будет, работа, как правило, становится утомительной. Вы уже не стремитесь к лучшему будущему для человека, который видит в киберспорте цель своей жизни. В прошлом люди спрашивали меня, в какую игру я люблю играть больше всего, и каково это – управлять несколькими командами, которые играют в разные игры, и у меня, как правило, не было для них чёткого ответа. Для меня не важно, в какую игру вы играете, насколько хорошо вы играете и какую занимаете позицию в команде. Не важно, играете ли вы в StarCraft, DOTA, Melee или какую-то другую игру. Для меня важно, кто вы есть, кем вы хотите стать и каким способом вы пытаетесь этого достигнуть. Не важно, в какую игру вы играете, это люди, с которыми вы работаете и вы, на самом деле, не очень-то от них отличаетесь, потому что просто решили освоить другое ремесло», – Робин Bumblebee Ниманн.

Тренер-аналитик

Человек, который смотрит на качественные аспекты, а за точку отсчёта берёт реплеи. В последнее время виден большой рывок касаемо анализа данных в DOTA. Аналитика можно считать тренером прямого действия – он может повлиять на то, как команда будет играть. Кроме того, он должен иметь хорошее представление об игре с упором на сбор и репрезентацию беспристрастной информации. Этот тренер будет работать в тесном контакте с играющим тренером, потому что ему нужно хорошо понимать игру и запрашивать конкретные данные.

Может помочь в следующем:

  • Главный аналитик может быть полезен в любой игре, т.к. способен разобрать по кусочкам сотни часов обучения, превратив их в удобоваримые диаграммы и графики, способствуя более ретроспективному подходу к совершенствованию киберспортивных навыков.
  • Не все игроки склонны к статистике, поэтому порой чувствуют довольно слабую мотивацию к «скучной» работе. Но есть игроки, которые могут настолько углубиться в изучение данных, что позабудут про всё на свете.
  • Эмоции могут играть ключевую роль в том, как люди помнят определённые вещи. Слишком положительные или отрицательные эмоции могут повысить вероятность того, что событие будет запомнено неправильно. «Я всегда побеждаю, пользуясь этой стратегией», – это гораздо менее релевантное заявление, чем та информация, которую может предоставить аналитик. «Пользуясь этой стратегией, вы выигрываете в 64,5% случаев, и если соблюдены вот эти четыре условия».

Спортивный психолог

Когда я вспоминаю о людях, которые публично заявляют об умственном переутомлении, а также о том, что успехи в тренировке и турнирах негативно влияют на результат, это обескураживает. Странно, что мы обращаем на это так мало внимания. Люди считают, что со спортивными психологами должны говорить лишь те, кто страдает от каких-либо проблем. Но, с другой стороны, игроку, у которого всё хорошо, тоже не мешает пообщаться со спортивным психологом – чтобы стать ещё лучше. Игрок всегда должен быть в процессе непрерывного роста, ему нужно постоянно идти в тех направлениях, куда не идут другие.

«Когда я был игроком, моя самая большая проблема была в том, что у меня не получалось хорошо отдохнуть ночью перед и во время соревнования. Я слишком волновался в день переезда. Я просто не мог успокоиться, не мог утихомирить свой мозг, поэтому мне удавалось поспать всего три часа, а то и меньше. В день соревнования недостаток сна не сразу давал о себе знать. Но в какой-то момент, после первых адреналиновых рывков, моя работоспособность шла на спад. Я наблюдал за собой словно от третьего лица. Я полностью осознавал, что делаю ошибки, но не был в состоянии их исправить», – Фейтон Lalush Рекатати.

Может помочь в следующем:

  • Игрокам свойственно переживать тревогу и стресс – как и обычным спортсменам. Нет ничего хуже, чем знать, что вы можете работать на определённом уровне, но не иметь возможности это сделать. Не всегда получается настроиться нужным образом, особенно когда речь идёт о спорте высоких достижений.
  • В играх вроде DOTA и LOL межличностная динамика имеет первостепенное значение. У вас должен сформироваться костяк игроков, доказавших, что они умеют работать вместе. Когда всё идёт хорошо, сплотить команду бывает очень легко. Но при развитии, во время изменений, т.е. в ситуации, когда приходится задавать друг другу сложные вопросы, команде будет недоставать коммуникации и исследовательских дискуссий. Чаще всего это может привести к изменениям в роли или даже к изменениям в составе команды. Но члены команды, как правило, надеются, что эти изменения возникнут сами собой – что понятно, в противном случае команда начинает терять уверенность – в то время как для них требуется определённый уровень доверия. Совместная работа может быть столь же важна, как и стратегии, которые команда надеется реализовать.

Физиотерапевт

Многие игроки, тренируя тело и разум, брезгуют профилактическими упражнениями. Но они тем самым полагаются, скорее, на волю случая, чем на адаптацию и тщательное планирование. Игроки, получившие травму, как правило, идут по наклонной – долго и трудно. Они борются со сдерживающим их недугом, балансируя между принятием и отрицанием. Никто в здравом уме не захочет, чтобы его сослали на скамейку запасных или вовсе выкинули из команды, уже не говоря о том, чтобы вовсе завязать с киберспортом. Игроки – это ценные активы, за которыми нужно присматривать. Кроме того, надо понимать, что у игроков нет опыта в том, как избегать травм. Они могут травмировать себя настолько, что единственным возможным вариантом останется отдых. Если вы хотите, чтобы ваш ценный актив снова играл, и в первую очередь для того, чтобы максимально снизить вероятность получения травмы, возьмите в тренерский штат физиотерапевта.

К слову, вот пара твитов от Клинтона Лумиса, иллюстрирующих проблему:

Раз – У меня тяжёлый случай травматического эпикондилита, и быстро это не лечится.

Два ­– Я по-прежнему играю. Я не могу много тренироваться, и после каждой игры процесс восстановления длится всё дольше. Жизнь есть жизнь.

Может помочь в следующем:

  • Прогеймеры редко задумываются об осанке и восстановлении между тренировками. Это может привести к серьёзным проблемам, которые будут докучать в краткосрочной перспективе. Как правило, игроки продолжают играть, потому что впереди маячат важные матчи, но это увеличивает шансы того, что небольшая болячка станет хронической травмой. На данном этапе трудно лечить без полноценного отдыха. Физиотерапевт будет настоятельно рекомендовать не только реабилитацию, но и профилактические упражнения.
  • Вы почти всегда можете предотвратить ситуацию, когда ваш ключевой игрок (или игроки) выбывает из игры из-за проблем со здоровьем. Если возможно, то физиотерапевт назначает правильное лечение, которое ускоряет процесс восстановления.

Тренер, отвечающий за поддержание хорошей физической формы

Сейчас вряд ли кто-то оспаривает важность физиотерапевтов в соревновательных видах спорта, но касаемо физической формы игроков консенсуса пока нет. Тренеры, которые занимаются этим, работают над наращиванием потенциала игроков с целью достигнуть пика работоспособности на время соревнований. Играя, киберспортсмены пользуются почти всеми частями своего тела, поэтому плох тот игрок, чьи «инструменты» недостаточно остры. Все коллегиальные программы наперебой пишут, что планирование тренировок, благодаря которому команда в определённый момент времени достигает пика своей формы, имеет первостепенное значение. Другими словами, за самой обычной работой этого тренера прячутся довольно интересные детали. Если бы киберспорт был таких масштабов, чтобы игрокам надо было переключаться «из игры в тренировку» и «из тренировки в турнирный режим», мы бы поняли, что нельзя оставаться в пику своих возможностей круглый год. Но тренерами выступают, как правило, бывшие игроки, а не те, кто обучался быть тренером, а тяжёлая работа в течение всего года порой может сойти на нет из-за плохого до турнирного планирования. Этот тренер отвечает за порядок приёма пищи, и в то же время – за то, чтобы игроки высыпались и отдыхали между соревновательными играми.

Может помочь в следующем:

  • Физическая подготовка игроков, целью которой является повышение силы и выносливости, даёт долгосрочные эффекты в работоспособности.
  • Планирование, контроль и организация тренировочных графиков отражают работу, которая проходит за дверьми командных центров. Постоянство – вот главное условие для того, чтобы игроки были хороши как на поле, так и вне его.
  • Тренер должен хорошенько поработать над планированием периода прямо перед соревнованиями. В настоящее время мало кто уделяет внимание различиям между тренировками и соревнованиями, а зря – когда спортсмен играет на пределе своих возможностей, это ошеломляет.

Играющий тренер / бывший игрок

В других видах спорта есть практика, когда бывшие игроки примеряют на себя тренерскую мантию. Они обладают опытом и знаниями, полученными во время карьеры, но в то же время прошли специальное обучение, благодаря чему знают, как подать свои знания наиболее эффективно. Стоит отметить, что у каждого игрока имеется строительный материал, благодаря которому он потенциально может стать хорошим тренером, но одного только знания игры недостаточно для того, чтобы этот игрок мог дать команде что-нибудь стоящее. Важно также умение подать это знание таким образом, чтобы оно резонировало с теми людьми, которых вы тренируете. Прогеймеры обладают более острой интуицией, чем большинство непрофессиональных игроков. Идея, что игровой тренер – единственно приемлемый тренер, произрастает из двух вещей: во-первых, далеко не все понимают, как ведутся дела в профессиональном спорте, а во-вторых, многие считают, что чем лучше вы играете, тем весомее ваше мнение. Сейчас это – т.е. то, может ли игрок за ночь переключиться между ролями игрока и тренера – скорее, вопрос удобства. Он продолжит работать в режиме игрок/тренер, давая те же советы и косвенно освобождаясь от бремени побед и поражений. Было бы гораздо проще, если бы бывший профи работал в системе, где его знания превосходят знания тех, кого он тренирует. Переключение между ролями игрока и тренера будет проходить ещё проще, если организационная структура компании предусматривает вертикальное перемещение, потому что новоявленный тренер, как правило, уже обладает определённым вотумом доверия, который он заработал, будучи игроком. Следовательно, тренеру уже не потребуется завоёвывать уважение игроков – он может сразу же приступать к работе.

Может помочь в следующем:

  • Работа по улучшению графика игроков на основе того, как тренер привык тренироваться, когда был профессиональным игроком.
  • Эти тренеры – важные наставники внутри команды. Игрок может почувствовать себя тренером, понять его тревоги и страхи, с которыми он сталкивается каждый день.
  • Они также могут работать с другими тренерами, особенно с аналитиками, т.к. обладают хорошим пониманием игры, а также более объективной точкой зрения, чем у других игроков.

Где искать этих людей?

На игроков, как правило, обращают внимание благодаря их потенциалу или уже существующему набору навыков. Инвестируя в игрока или команду, мы следим за тем, чтобы им предоставили всё необходимое. Смотрим, чтобы все второстепенные вопросы были улажены. В индустрии, где тренерской культуры, как таковой, не существует, тренеров не считают необходимостью. Однако сейчас в этой ситуации наметился некоторый сдвиг – команды начали набирать тренеров для LeagueofLegends. В данный момент тренерами являются либо бывшие игроки, либо стримеры со своим собственным взглядом на то, как следует повышать общий командный уровень. Идею о том, что тренером может стать лишь тот, кто хорошо знает игру, нужно отвергнуть. В киберспорте тренерами, как правило, становятся бывшие игроки. Но, будучи бывшими игроками, они могут принести с собой вредные привычки и «заразить» ими своих подопечных.

Важной отправной точкой является понимание аспектов, которые делают команду конкурентоспособной. Нет никакого банка ресурсов, откуда можно вытянуть что-либо, удовлетворяющее конкретно вашим нуждам. Кроме того, нет никакой возможности определить, является ли нанимаемый вам тренер действительно хорошим. Человек, который тренирует команду, как правило, не имеет никакой сертификации, и это то, что должно беспокоить всех людей, вовлечённых в развитие команды и отдельных игроков. Многие тренеры стали таковыми, потому что когда-то сами были игроками. Это люди, которые доказали, что могут постоянно работать в рамках существующей системы. В таком типе найма действительно что-то есть, потому что киберспорт – это молодой вид спорта, которому не хватает постоянства, но повторение прошлых ошибок сводит всю пользу на нет. Тренировка навыка – будь то прогейминг или обычный спорт – требует целенаправленной практики и объединения различных показателей эффективности. Если тренер в состоянии понять это, это говорит о качестве его работы. Наиболее успешные киберспортивные команды будут стараться не афишировать свои тренировочные стратегии, хотя на самом деле может оказаться так, что все они будут пользоваться одними и теми же техниками. Принципы, которыми руководствуется хороший тренер, всегда одни и те же – ему нужно лишь уметь интерпретировать эти принципы для каждой отдельной игры.

Если абстрагироваться от чисто тренерской работы, то команды, безусловно, должны нанимать или брать консультации у профессионалов, аккредитованных в других областях. Профессионалы, понимающие игровую специфику, обладают гораздо более практичными знаниями, которыми могут здорово помочь как игрокам, так и менеджменту. Требования к разным киберспортивным дисциплинам могут весьма отличаться друг от друга – то же самое можно сказать о разнице между киберспортом и обычным спортом. Физические и умственные упражнения хорошо подходят для того, чтобы развивать игрока с самого начала. Киберспортивная карьера и так намного короче, чем она потенциально может быть, поэтому команды и игроки должны искать способ максимизировать преимущества и продуктивность в течение всего этого времени.

Практические примеры того, как тренер может быть полезен для игрока или команды

Тренерские страх и переживания во время турнира Summit

Тренерские страх и переживания во время турнира Summit

Тренер, отвечающий за поддержание хорошей физической формы, соответственно, следит за тем, чтобы физическое состояние игрока было лучше, чем у его конкурентов. Хотя между противоборствующими командами нет никакого физического взаимодействия, положительный эффект от физических и умственных упражнений стоит потраченного времени. Если концентрация игрока весь год будет оставаться на должном уровне, то и результаты будут лучше – как на тренировке, так и на соревнованиях.

Спортивные психологи могут помочь игрокам, попавшим в кризис. Когда люди попадают в кризис, им трудно понять, каковы их цели. Трудно заставить себя заниматься чем-либо. Это может привести к непроизвольным реакциям – к поиску виноватых и обидам при составлении командного списка.

Физиотерапевт может диагностировать острую травму и приступить к её лечению, прежде чем она станет хронической. Поддержание должного уровня силы и гибкости играет важную роль в предотвращении травмы. Профилактика всегда лучше реабилитации. Если команда собирается выпустить «в поле» травмированного игрока – особенно если это происходит во время плей-офф – то целый год упорной работы может пойти насмарку. Физиотерапия и спортивный массаж должны стать неотъемлемой частью восстановления не только в ситуации, когда игрока уже постигла какая-нибудь серьёзная травма, но и для предотвращения этих травм.

Аналитик обеспечивает игроков набором беспристрастных данных, которые те могут непредвзято изучить и обсудить. Игроки, как правило, больше нацелены на игру, и немногих тянет к тому, чтобы анализировать свою тренировку. В результате это может ограничить то, как игрок судит о своём собственном стиле, и то, как он взаимодействует с товарищами по команде. Во время сезона есть особо загруженные периоды, когда игрокам некогда заниматься посторонними вещами, поэтому аналитик может быть полезен тем, что может взять на себя заботу по сбору данных, в то время как менеджер и игроки будут заниматься своими собственными делами вместо того, чтобы искать полезные крупицы информации в груде реплеев.

Предположим, в команде есть игроки, которые, помимо киберспорта, работают или учатся в школе – тренер может помочь им в поиске баланса между жизнью и суровыми тренировками. Если геймер играет на полставки, это может внести хаос не только в его личную жизнь, но и в жизнь его команды. Люди часто упускают из виду важность планирования собственного времени – ведь игроку, с одной стороны, нужен адекватный фокус на тех или иных проектах, а с другой, способность не выпускать из рук пресловутый мяч. Это особенно полезно, когда в команде несколько игроков, действующих в разных часовых поясах.

Хороший тренер фокусируется и на личностном, и на профессиональном развитии. Награды и навыки, приобретённые в тяжёлом труде, могут пригодиться и за пределами киберспорта. Игрок не зависит на все 100% от тренера, потому что в процессе обучения игрок не только понимает «как» сделать что-либо, но и понимает «почему» это нужно сделать, а в будущем это влечёт за собой такие изменения в поведении, что за игроком уже не требуется постоянный присмотр. К примеру, игрокам часто указывают на необходимость питья должного количества воды, но они редко следуют этим указаниям. Тренер же может объяснить важность питья воды, что повлечёт за собой повышение вероятности того, что игрок сам будет регулировать своё поведение, не полагаясь на проверку со стороны.

Июнь и июль – очень важные периоды для игроков в DOTA. В течение этих месяцев проходят Dreamhack, ESLи TI4, поэтому игроки будут стараться выйти на пик своей формы, чтобы занять как можно более высокое место или даже победить. Некоторые команды организуют своего рода «учебки», чтобы создать условия, схожие с турнирными. Во время этого периода игроки пытаются прийти в боевую готовность, объединяются и работают над решением проблем. Хотя многие считают эту тренировочную практику наилучшим сценарием, которого можно достичь в существующих условиях, есть мнение, что киберспортивная «учебка» – это процесс из разряда «пал или пропал». Этакий последний шанс настроиться перед важным труниром. Очень трудно обрабатывать информацию или работать продуктивно, когда на вас в течение короткого промежутка времени оказывается неимоверное давление. Если в течение этого периода игроки будут подвергаться слишком интенсивной нагрузке, это может принести плохие плоды. Работа тренера – это деятельность направленная на создание прочного фундамента, который будет стоять в течение долгого времени, благодаря чему последние недели перед соревнованием можно будет потратить на более продуктивную тренировку.

Вывод

Тренер должен дать команде то, чего у неё до его появления не было. Что именно? Опыт и способности, которые повлекут за собой изменения по принципу «сверху вниз». Чтобы результаты этих изменений сохранялись как можно дольше, менеджмент должен принять и культивировать их, чтобы игроки понимали важность этих перемен не только для себя, но и для всей команды. Одним из основных факторов являются вопросы касаемо финансовых ограничений, и я, по понятным причинам, опустил эти вопросы в своей статье. Крупные перемены не происходят в одночасье, поэтому мы должны пройти долгий путь, прежде чем менеджмент и руководящие лица займут активную позицию в этом вопросе, проложив путь для новой волны «профессиональных» игроков.

Источник: Coaching in Esports (liquiddota)
Автор:  Роберт Йип (BA, MA, CSCS)
Twitter: eS_performance
Email: Robert.yip.wit@gmail.com

* Список источников из 26 наименований можно найти в исходном тексте на LiquidDota.

Поделиться

Обсудить