ProGamer
×
×
  • Создать...

Киберспортивным FPS нужны качественные трансляции


Как это ни печально, но жанр шутеров от первого лица постепенно умирает как киберспорт. Особенно это начало проявляться на протяжении последних нескольких лет, когда стало заметно уменьшаться как количество профессиональных игроков, так и суммы призовых денег, на которые они могли рассчитывать в случае выигрыша. Люди стали меньше интересоваться просмотром элитных FPS-поединков на SourceTV или hltv, поскольку популярность и количество поклонников этого жанра меркнет на фоне ошеломляющей зрительской базы и такого же успеха SC2 и LoL. Но, пожалуй, наибольший спад произошел с CS 1.6 – «прадедушкой» современных командных FPS-игр.

Хотя такая неутешительная для CS 1.6 динамика за последние годы стала привычным делом, игре все же удавалось держаться на плаву, в основном благодаря очень активному и сплоченному комьюнити, оказывающему ей постоянную поддержку. Но даже несмотря на это, в 2011 тайтл ощутил на себе последствия «кризиса жанра»: большое количество высококлассных игроков, команд, организаций, турниров отказались от CS 1.6 и сфокусировались на мероприятиях, сулящих более существенные финансовые выгоды. Все это время игровое сообщество не теряло чувства веры и жило надеждой, что однажды та великая игра, к которой они привыкли, вернет свою былую славу. Но реальность остается все такой же суровой, и сегодня вероятность того, что мы снова увидим CS 1.6 среди самых успешных и популярных игр, очень мала. Косвенно подтверждают столь пессимистические прогнозы компания Valve и организаторы турниров: первая полностью переключилась на грядущий сиквел, а вторые упорно сохраняют молчание, не разглашая своих планов на будущие соревнования и присутствие (или отсутствие) в этих планах CS 1.6.

С каждым днем поводов для радости у игроков в CS 1.6 остается все меньше и меньше.

В то же время, «младший брат» CS 1.6 – CS:S – никогда не показывал тех результатов популярности, которых все от него ожидали, и многие объяснили это стремительным взлетом и таким же падением CGS. И только сейчас, по прошествии четырех лет после того, как игра потерпела фиаско на всех мировых турнирах, и сумасшедшие траты на ее популяризацию не принесли ожидаемых плодов, она начинает снова подниматься с колен. Вопреки этому стабильному росту, она все еще остается в тени своего «старшего брата». А если брать во внимание приближающийся выход CS: Global Offensive, то становится абсолютно ясно, что CS:S слегка затянула со своим «восстанием из пепла», и многие игроки, которые ожидали себе такой же славы и популярности, как у коллег по CS 1.6, будут разочарованы.

Call of Duty 4 – еще один «мастодонт» жанра шутеров от первого лица последних лет – сегодня является откровенным пережитком в мире киберспорта, в который играют лишь самые рьяные поклонники этого тайтла. Игра могла бы стать по-настоящему популярной в кругах прогеймеров, но потенциальный ее успех погубили разработчики, которые сделали ставку на создание еще одного «золотого теленка», который бы просто приносил деньги по накатанной схеме. В каждой последующей части серии оставалось все меньше для элемента соревнования, вокруг которого и строится потенциальная заинтересованность игрой как киберспортом. В лучшие свои времена CoD4 была одной из наиболее популярных соревновательных FPS. Но это объяснялось исключительно тем, что она являлась частью серии Call of Duty: тысячи фанатов и зрителей были готовы одарить ее своим вниманием только потому, что сами когда-то играли в оригинальную CoD. И эта ситуация была диаметрально противоположной ситуации с CS: хотя соревновательная составляющая в CoD4 была слабее, чем у многих других шутеров от первого лица, но успех игры говорил сам за себя.

2011 был, возможно, одним из самых успешных годов за всю историю киберспорта. Этому во многом способствовало то, что передовые медиа-компании обратили внимание на столь быстро набирающую обороты индустрию. Мы уже читали связанные с прогеймингом статьи на PCGamer и смотрели интервью с известными людьми из этой сферы на BBC. Но апогеем всего стало появление имени Шона Плота (Sean «Day [9]» Plott) – одного из самых популярных комментаторов игр в SC2 – в рейтинге «Forbes 30 Under 30» рядом с такими признанными звездами индустрии развлечений, как Леброн Джеймс (Lebron James), Джона Хилл (Jonah Hill) и Брендон Бек (Brandon Beck — генеральный директор и сооснователь Riot Games). Эта индустрия растет как на дрожжах, а тот интерес, который к ней проявляют гиганты, подобные CBS, лишний раз доказывает, что места под лучами солнца славы хватит всем, кто к ней причастен. Тем печальнее осознавать, что до тех пор, пока не произойдут какие-либо коренные изменения с шутерами от первого лица, их игроки так и будут оставаться чужими на этом празднике жизни.

Учитывая то, насколько (относительно) легко и органично воспринимаются FPS-игры людьми, далекими от профессионального гейминга, такое положение вещей выглядит более, чем странным. Я имею ввиду, что те, кто находится вне круга избранных и посвященных в игровые премудрости, могут воспринимать информацию о происходящем на экране без необходимости поминутно им объяснять и «разжевывать» очевидные для других вещи. Например, для меня (как и для многих других) шутеры от первого лица – это самые захватывающие поединки. Наблюдать за дракой «1 в 4» намного интереснее, чем за развертыванием билда из четырех гейтов и рашем зерлингами (это, наверное, единственные два термина из Starcraft 2, известные мне). И я до сих пор пребываю в полном недоумении, почему же популярность шутеров от первого лица не достигла показателей стратегий реального времени или игр в жанре MOBA (Multiplayer Online Battle Arena).

Что здесь происходит?

На мой взгляд, другие игры, пользующиеся популярностью в киберспорте, просто значительно красивее умеют себя преподнести, чтобы зрителям было увлекательно за ними наблюдать. Я уверен, что без таких людей, как Tasteless, Artosis, Day[9], Wheat и многих других талантливых комментаторов, SC2 не достиг бы тех высот в мире киберспорта, на которых он сегодня пребывает. Все они вызывают восхищение публики и снабжают ее необходимой информацией, постоянно поддерживают интерес зрителей к событиям, разворачивающимся на экране, даже если те имеют весьма отдаленное представление об игровой механике или о причине принятия игроком того или иного стратегического решения. Но не только комментаторам обязан успех многих игр в прогейминге. Такие события, как IPL, Dreamhack и MLG выполнены профессионалами самого высокого уровня, и поэтому, когда наблюдаешь за подобными соревнованиями, складывается впечатление, что ты скорее смотришь настоящее телевизионное шоу, чем поединок двух мальчишек, кричащих в микрофон что-то там о терранах.

То же самое можно сказать и о League of Legends с DotA2 — двух лидерах жанра MOBA, в том числе и по способу своего представления публике. Такие люди, как MrBitter и TobiWan – профессионалы своего дела, пользующиеся заслуженным авторитетом; они умеют не отпускать внимания зрителей даже тогда, когда игра становится скучной и однообразной. Именно этого и не хватает шутерам от первого лица в последнее время. Несмотря на всю их простоту и доступность, наблюдение за поединком в CS может показаться очень сложным для тех, у кого совсем нет игрового опыта. К тому же, добавление в игру модуля с системой платежей делает ее еще сложнее: если бы я получал доллар каждый раз, когда отвечал кому-то на вопрос из разряда «а почему это у него в руках только пистолет?», то довольно быстро мог бы сменить род деятельности и значительно улучшить свое материальное положение.

Жанру FPS крайне необходимы профессиональные комментаторы, ведущие и топ-игроки, которые смогут сделать его более доступным широкой общественности. Нам нужны постоянные трансляции матчей с участием лучших игроков, свежие новости и мониторинг последних событий, происходящих в околоигровом мире. Благодаря таким сервисам, как TwitchTV, теперь у игроков есть возможность мгновенного контакта со своими фанатами, а способов для заработка денег с помощью собственной  качественной и/или зрелищной игры стало еще больше, чем раньше. Это должно стать отличным стимулом, чтобы показывать свое мастерство по телевидению и одновременно зарабатывать на этом деньги. В свою очередь, зрители, выбравшие для просмотра этот канал, будут медленно, но уверенно узнавать больше о том, как устроены их любимые игры, и постепенно самостоятельно к ним приобщаться.

Разработчики CS:GO должны учесть интересы потенциальных зрителей.

Когда же, наконец, они почувствуют в себе достаточно сил и уверенности, чтобы принять участие в каком-нибудь турнире, то каждое подобное мероприятие должно сопровождаться комментариями людей, которые являются профессионалами своего дела и способны постоянно поддерживать интерес публики (как «домашней», так и непосредственно на соревновании) на стабильно высоком уровне. В таком случае с турниром произойдут заметные изменения в лучшую сторону. Ярким примером этого могут служить Copenhagen Games: турнир стал намного увлекательнее и «живее» после того, как освещать его была приглашена команда хороших комментаторов. Необходимы также корректировка схемы проведения турниров и доступ к игровому телевидению с прямыми трансляциями матчей. Стримы обязательно нужны, невзирая даже на то, что, возможно, людям придется доплачивать за их высокое качество. И нам нужно преподнести это все под таким «соусом», чтобы привлечь и заинтересовать как можно больше новых людей: одним словом, сделать примерно то же, над чем не покладая рук работали весь прошлый год MLG, IPL и Dreamhack.

Главная проблема состоит в том, что этим всем уже достаточно поздно заниматься в случае с играми в жанре шутера от первого лица, находящимися на рынке в данный момент. Как уже упоминалось, главная надежда и опора всего жанра (CS 1.6) находится сейчас в состоянии, близком к нокауту. Его «младший брат» (CS:S) еще не достаточно окреп, чтобы занять место старшего. А их дальний родственник – CoD4 – уже отдал Богу душу, и теперь те, кто однажды последовал за авторитетным именем его предка, находятся в своего рода состоянии фрустрации, ожидая появления нового кумира с таким знакомым названием и следующей по порядку цифрой в конце. Исходя из всего этого, напрашивается вывод, что будущее всего жанра FPS зависит от новой игры Valve, о которой в обществе бытуют столь же неоднозначные мнения, как и о реформах Обамы в сфере здравоохранения – CS:Global Offensive.

Важно также, что Valve при разработке игры принимает во внимание мнение зрителей и даже начинает уже потихоньку формировать будущую базу прогеймеров, предоставляя возможность прямого доступа к соревновательным режимам для рядовых игроков. В Riot Games, например, в своих играх «прошили» прямые трансляции турниров в игровой клиент, и таким образом получили полный контроль над соревновательным режимом. Это значит, что каждому, кто загружает их игру, предлагается прямая ссылка для доступа ко всем проводимым турнирам. Соответственно, вырастает активная база игроков и доходы компании. В ситуации с Valve я не вижу ничего, что могло бы препятствовать им (или Hidden Path) сделать что-нибудь подобное с CS: Global Offensive. И если они все-таки сделают это, то потенциал игры как успешного тайтла для киберспорта значительно вырастет. Помимо этого, они должны работать над повышением уровня графического интерфейса пользователя (GUI), чтобы вся информация воспринималась легко и не было конфликтов с событиями, происходящими в игре.

Опция «split-cam» (разделение видеопотока для использования одного источника захвата изображения в нескольких приложениях) тоже может оказаться весьма полезной: с ее помощью зрители и комментаторы смогут наблюдать за происходящим с двух разных углов зрения или с двух отдельных частей карты. То есть, почти к нолю сводятся шансы не уследить за чем-то важным. Судя по последним апдейтам, геймплей уже почти вплотную подобрался к тому необходимому уровню, чтобы называться соревновательной игрой. Разработчикам лишь остается придумать, как сделать игру коммерчески успешной и как не потерять лояльность клиентов уже после того, когда пройдет первоначальная волна всеобщей эйфории. Если они создадут нормальный клиент для зрительского режима и предоставят комьюнити инструменты, с помощью которых за игрой будет интересно наблюдать со стороны, — то половина дела будет уже сделана.


Фёдор XiixTii Суслов [email protected]

Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас