Чем занят менеджер прогеймерской команды

Киберспорт, Статьи | |

Вчера в сети появилась интересная публикация менеджера dota2-проекта Sigma.int, в которой рассказывается, в чем, собственно, должна состоять такая работа. Предлагаем вам ознакомиться с переводом текста на русский язык. Приятного и познавательного чтения!

Всем привет, я Samo, текущий менеджер Sigma.int. Некоторые, может быть, знают меня по работе с Absolute Legends и Flip.Sid3 Tactics. Мне давно хотелось начать блог про то, что происходит за кулисами мира соревновательной Dota 2, что-нибудь, чтобы люди начали лучше понимать, как именно все это дело работает.

Впрочем, до последнего момента я не брался за работу. Я верю, такие вещи вообще редко обсуждаются, может быть, людям это просто не так важно, но я верю, что оно все равно того стоит. В этой первой записи я буду обсуждать природу работы менеджера — несмотря на все ее потенциальную разносторонность — и пролью некоторый свет на то, как смотрят на ситуацию организации, когда собирают новые команды и подбирают игроков.

Так чем именно ты занимаешься?

Я сбился на счету, сколько раз мне задавали этот вопрос люди, знающие, что я менеджер прогеймерской команды. Само собой, собенно часто это происходит, когда я играю в пабликах с клантегом команды около никнейма — после того, как меня уличат во вранье/подражательстве и последующего объяснения, что я — просто менеджер.

Текущие подопечные Samo - прогеймеры Sigma.int.

Текущие подопечные Samo — прогеймеры Sigma.int.

Одним определением роли менеджера обойтись не получится, поэтому давайте разобьем наших менеджеров на два класса. Первый — менеджер, «прикрепленный» к уже полностью сформированной команде, второй — менеджер (как правило, нанятый тем или иным проектом), собирающийся создать новую команду с нуля.

Сначала давайте обсудим первый, самый распространенный случай, когда один игрок или группа геймеров после бесчисленных проб и прикидок собирают новую команду и начинают искать себе менеджера. Задачи последнего в этом случае довольно просты и могут быть сведены к следующим пунктам:

  • Составление календаря. Это — самая важная задача любого менеджера после того, как команда окончательно собралась. Она включает в себя запись расписания матчей в календарь, слежку за личным расписанием каждого из игроков и работу над тем, чтобы не возникло не каких перекрестных ситуаций с расписанием турнирных матчей. На эту задачу уходит больше всего времени. Для ее выполнения тебе нужно быть онлайн — по большей части в Skype – практически каждый день, чтобы быть в курсе всех разных турниров и дат матчей. Проблемы будут возникать часто, особенно, когда ты работаешь с командой из пяти работающих/учащихся игроков; у меня всегда так оно и было.
  • Поиск турниров. Оным придется заниматься, если ваша команда в данный момент не входит в перечень топовых коллективов. Нужно будет искать новые турниры, через личные знакомства или просто интернет-серфинг. Существует множество турниров — обычно для небольших команд — на которые можно попасть не по приглашениям, а через подачу заявки или прохождение квалификации, и вот их-то вам и следует активно искать. Также есть небольшой момент, касающийся работы с топовыми проектами: нужно читать все присылаемые вам приглашения, уметь подать информацию о них игрокам и вместе выбрать, на каких турнирах выступать.
  • Бронирование всего необходимого. Если команда едет на LAN-турнир, менеджер должен забронировать билеты и проживание, а также разбираться с вопросами (в том числе оплаты) транспорта и питания. Эта задача требует прямой работы организацией (в случае, если у вас есть спонсор). Звучит просто, но вы удивитесь, сколько совершенных в этом деле ошибок я наблюдал собственными глазами, и пока что в 100% случаев вина лежит на организациях; иногда «а том конце провода» даже копировать-вставить имя-фамилию игрока при покупке билета правильно не могут. Nota bene: такое случилось со мной в aL, где наш любимый директор написал, что Ryze’а вместо Кристофера зовут Кристиан несмотря на принятые ранее корректные данные. Ryze’у пришлось выложить 900€ на горящий билет, деньги были возвращены проектом в течение нескольких месяцев. Те несколько букв стоили 900€!
  • LAN. Честно признаться, насчет этой работы я мало что знаю, тут я — худший менеджер всех времен, с серьезным отрывом от конкурентов. Мне пока что ни разу не довелось составлять компанию игрокам на LAN’ах, но это уже не в моей власти. Так как я — египтянин с обязательной воинской службой «на горизонте», мне нельзя выезжать из страны, и даже если было бы можно, получение визы оказалось гораздо более сложным делом, чем я думал. Впрочем, суть помощи команде на LAN’е достаточно очевида — нужно быть вместе с ней, смотреть за тем, чтобы все шло по плану, и быть готовым решить любую возникшую проблему.
  • Моральный аспект. Многие менеджеры, возможно, пытаются преуспеть в данном направлении, но это не так-то просто, и конкретно менеджер особенно многого сделать не может. Что менеджеру НУЖНО сделать, так это уметь «читать» текущие настроения в команде, и несмотря на то, что как-либо повлиять или улучшить обстановку самому будет непросто, ты должен уметь считывать и оценивать командную «химию», для самого ли себя, для капитана ли или для организации. Первый раз мне довелось так работать с довольно эксцентричным лайн-апом Absolute Legends (CWM, freezer,Vigoss, God и MaNia). С моралью у этой команды было хуже, чем у кого-либо, когда-нибудь виденного мною; у меня хватило глупости пытаться наладить работу команды (в следующих постах я объясню, почему), но в конце концов было принято верное решение — уволить всех, кроме MaNia.
  • Пиар. Многие менеджеры не считают его частью своих обязанностей, но я лично придерживаюсь мнения, что это — одна из главных задач на плечах менеджера. По сути, нужно быть публичным лицом команды, особенно в различных социальных медиа и порталах по Dota 2. Самому вести аккаунты во «Вконтакте» и «Твиттере» необязательно, но менеджер должен надзирать за такими вещами, а также всегда быть готов давать прозрачные объяснения публике в случае какой-нибудь типичной драмы, которые, как мы знаем, регулярно случаются то тут, то там.
  • Поиск спонсоров. Если команда до сих пор существует без партнеров, ваша задача номер один — это как раз найти адекватного спонсора. Процесс этот очень долог и работает ровно так же, как поиск спонсора в любой другой сфере деятельности. Вам нужно оценить свою команду, правильно показать, что она может предложить, взвесить, чего она заслуживает, и начать стучаться во все известные вам двери, пока не подберется стабильная организация или спонсор.
Sigma.int на финалах осеннего сезона 2013 RaidCall EMS One Dota 2.

Sigma.int на финалах осеннего сезона 2013 RaidCall EMS One Dota 2.

Вот, в общем-то, и все. Задачи не вот уж прямо сложные, но большинство из нас — волонтеры, и чтобы работать на таких началах, нужно либо очень сильно любить мир прогейминга, либо быть большим фанатом команды. Я — и первый, и второй.

Сейчас я быстренько пробегусь по дополнительным задачам менеджера, работающего с организацией без команды и собирающегося ее собрать, набирая игрока за игроком. Такой сценарий часто обыгрывался в мире Dota 2, и частенько он вел к провалам. Когда проект работал с командой и затем решил ее распустить, или игроки сами ушли, старый/новый менеджер обычно должны заниматься вот чем. Им надо держать руку на пульсе прогеймерской сцены, чтобы знать, что там происходит, кто сейчас без команды, а кто занят, какие появились новые команды, и так далее…

Дальше менеджер составляет список возможных вариантов и показывает его проекту, поясняет преимущества и недостатки каждой из опций, и вместе они решают, что делать дальше. Что возвращает нас к первой части статьи:

Как проект выбирает команду?

Хоть я и верю, что вычислить это несложно, мне доводилось наблюдать, как многие люди бывали совершенно сбиты с толку теми или иными ходами проектов, вопрошая: «Почему они выбрали эту бездарную Команду А вместо Команды Б?!!!!!111!!адинадин!!1» Поэтому сейчас по-быстренькому пройдусь по процессу.

По сути, для проекта нет ничего важнее, чем, во-первых, удовлетворить своих текущих спонсоров, и во-вторых, заполучить новых спонсоров. В конце концов, это бизнес, нужно быть реалистами. Ну а так как большинству спонсоров нужна реклама определенного продукта или сервиса, чем сильнее заметна та или иная команда, тем ей лучше. Держим это в уме и смотрим, на что и в каком порядке смотрят проекты при подборе команд:

  • Болельщики. Безоговорочный фактор номер один для любой активной организации. Чем больше болельщиков, тем больше спонсоров. Куда проще. Вычисляется через популярность стримов, лайки в фейсбуках-вконтактах, подписчиков в твиттере. Крутясь в киберспорте, я успел насмотреться на огромное количество геймеров, пренебрегающих этой стороной дела и фокусирующихся только на игре, что не сильно умно. Лично мне кажется, что при выборе большими организациями между No Tidehunter (Alliance, до того, как они начали выигрывать все подряд) и командой SingSing+4, выбор, очевидно, пал бы на последних.
  • Стабильность. Сложный для прогнозирования аспект, но при этом один из самых важных. Неважно, сколько у команды болельщиков, если она рассыпется за несколько месяцев от очередной драмы и/или смены состава.
  • Результаты. Да, я ставлю результаты третьим номером в табели о рангах. Очевидно, что если команда взошла на пьедестал The International, то этот результат начнет играть большую роль, но если не брать самые-самые крутые команды, то турнирные показатели будут весить меньше, чем предыдущие два фактора.
Очевидный совет - попадание в топ-3 The International серьезно помогает в деле привлечения спонсоров.

Очевидный совет — попадание в топ-3 The International серьезно помогает в деле привлечения спонсоров.

Боюсь, я уже успел вам наскучить. Понимаю, этот блог — не самое захватывающее чтиво, но я искренне считаю, что нужно начинать больше информировать людей. Меня частно спрашивали, как можно попасть в прогейминг, какие там открыты вакансии. К сожалению, мои писательские навыки на данный момент оставляют желать лучшего; надеюсь, что смогу их подтянуть, чтобы в будущем лучше излагать свои мысли. В следующем посте я поведаю про свое «менеджерское путешествие» — про то, как я стал менеджером, про каждую из команд, с которыми я работал, и чем я занят сейчас. Как вы могли заметить, обходить острые углы я не собираюсь, в разговорах и про организации, и про игроков.

В самом конце текста Samo просит читателей поделиться с ним своими вопросами, мыслями и предложениями, чтобы пролить свет на интересующие публику вещи. Если вам есть что сказать, не стесняйтесь оставлять комментарии, которые мы постараемся передать по назначению, или же пишите автору напрямую в его блог behindthelanes.wordpress.com.

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить