ProGamer
×

Профпригодность киберспортивных журналистов, встречное движение и письма счастья


Киберспортивные журналисты не умеют в журналистику. А те, что умеют, те не хотят, ленятся и предпочитают работать через копипаст. Такой шокирующей новостью намедни поделился с публикой бывший прогеймер, а ныне – профессиональный комментатор (хе-хе) Ярослав NS Кузнецов.

Крик души радеющего за киберспорт NS’а, посланный другим неравнодушным через Telegram, был спровоцирован материалом на сайте Cybersport.ru, в котором… был полностью перепечатан еще один пост из Telegram’а, но на этот раз с канала другого комментатора матчей Dota 2, Maelstorm’а. Как ни странно, Ярослава задел даже не столько копипаст как таковой, сколько тот факт, что к перепечатке не прилагалось ни одной мысли, рожденной умами редакции Cybersport’а.

Слово NS’у, да простит он мой копипаст (авторское всё сохранено):

А есть варианты сложнее, провести на тему написанного определенный анализ, выяснить, что же действительно больше привлекает людей путём сопоставления цифр эфиров на серьезных щах с шуточными включениями. Сопоставить это с мнениями каких-то авторитетов, например не из киберспорта, попробовать связаться с ТВ продюсером какого-то популярного шоу, взять у него интервью или комментарий на тему «серьезность против клоунады». И, на выходе, превратить всё это в красивый, интересный и захватывающий текст.
Сложно? Ну да, сложновато конечно, точно сложнее чем скопировать чужой текст и приклеить к нему максимально кликбейтный заголовок. Но такова и есть работа хорошего журналиста.

И факт копипасты поста Маелшторма — это конечно, на скорую руку взятый пример, однако подобная картина встречается просто постоянно. На киберспортивных новостных ресурсах то и дело появляются копипасты с форумов, твитеров, телеграмов, вконтактов и бог еще знает откуда. Просто копипасты на любую тему, без дополнительного анализа, без комментариев самого журналиста или того, кто написал. Это что журналистская работа? Да копировать и вставлять тексты можно и макаку научить.

Где сама работа? Где журналистские расследования, где авторские статьи, где анализ, где что-то? ГДЕЕЕЕЕ? (надо сказать, что иногда бывает, но просто невероятно редко, так редко, что оно тупо тонет в этих бесконечных копипастах).

Я бы, как ленивый наблюдатель с самой обочины движухи, согласился. С одной оговоркой.

Да, наш брат, судя по выдаваемому контенту, патологически не любит сопоставлять факты, спрашивать дополнительные комментарии и делиться своими мыслями на тему. Но обвинять блогеров в том, что они выдают в своих блогах копипаст или тупые ссылки без ничего – это как обвинять воду в том, что она мокрая. Такова вот природа сетевых медиа, сайты ссылаются друг на друга.

И, знаете, иногда простая ссылка – самый правильный ход. Какой вот дополнительный комментарий можно взять к и без того яркому и емкому тексту в Telegram’е? Нет, ну да, всегда есть вариант достучаться до фигуранта и попросить его пересказать все то же самое, но другими словами и большим количеством воды, чтобы поисковикам понравилось. Становится ли от этого материал лучше – вопрос, правда, уже отдельный.

Не все так просто

В общем, NS сильно прав насчет средней температуры по больнице, а я лично с готовностью признаюсь, что скорее мертв, чем жив. Но это я, скатившийся, бедный, нечитаемый и вообще пораженец. А вот, скажем, Георгий Ядвидчук с Championat.com, оказался очень даже готов отстаивать честь мундира киберспортивного журналиста.

Георгий развернуто, с примерами из практики и целым кратким курсом начинающего журналиста, ответил Ярославу в размещенном на Medium.com посте.

Оказывается, да, вода мокрая, но на то она и вода, а дополнительные комментарии – это полезно, но иногда их просто не выходит получить вовремя, причем бывает так, что не выходит получить вовсе. Также внезапно выяснилось, что ресурсы у журналистов ограничены, да и многие темы публике интересны далеко не так сильно, чтобы тратиться на них дальше коротких заметок.

Раз уж я вырвал из текста я NS’а целый добрый кусок, перепечатаю что-нибудь показательное и из Ядвидчука:

Допустим, мы не в ссоре и все хорошо. Я лично не знаю, как к вам дозвониться. Скайпа или дискорда вашего у меня тоже нет. Знакомых, которые мне могут дать контакт, тоже. Я иду в пиар-службу, оставляю запрос и жду. И ждать я могу долго. Вдруг вы заняты и освободитесь только вечером. Или вы не хотите, и у вас нет настроения. Или вы уже опубликовали свой комментарий, и вам все равно, кто пишет. Но мне-то надо срочно. Поэтому приходится работать с тем материалом, который есть.

К тому же, каждое медиа в большей или меньшей степени обращается за комментариями к спикерам. Если вы этого не видели, не значит, что подобное никогда не делали. И мы, и Cybersport, и Cyber.Sports.ru, и другие занимаемся этим периодически. Это вопрос времени, желания и взаимного доверия. Часто бывает, что люди просто не идут на контакт. Или они руководствуются логикой «зачем мне с кем-то общаться, я могу у себя это запостить в твиттере?» Никто не обязан давать комментарии по теме.

Тоже сущая правда. Хочется, уже признавшись мертвецом, встать из могилы и начать рассказывать анекдоты из несчастной былой жизни, где девять из десяти спрошенных у прогеймерскких проектов через официальные каналы вопросов оставались просто проигнорированы.

Так на чьей же стороне истина? Чья правда жизни правдивее? Журналисты заросли мхом или звезды сцены забаррикадировались по твиттерам? Разыграем бой двух медийных теорий на практике.

Письма счастья

Суть моего робкого эксперимента, стартовавшего 7 июля, была проста аки три копейки. NS, напомню, играл белыми, поэтому первый ход я сделал по его методичке. Надо, надо брать себя за волосы, выбираться из болота и осаждать почту киберспортивных организаций. А затем смотреть, как наставления NS’а соотносятся с описанной Георгием Ядвидчуком суровой реальностью.

К счастью, у нас есть хороший информационный повод – околокиберспортивная драма в социальных сетях. Тема, можно сказать, всеобъемлющая. Будь ты Virtus.pro или Starladder, к тебе должны обращаться журналисты со всякими вопросами. Я был уверен, что какой-нибудь интересный комментарий дать могла какая угодно контора.

После недолгих раздумий и компоновки шаблонного запроса, в десять проектов было отправлено по письму счастья. Как заядлый дотер, я пошел опрашивать прежде всего коллективы Vega Squadron, Team Spirit, Natus Vincere, Team Empire, Virtus.Pro и Gambit Gaming. Также в обходной лист попали StarLadder, ESForce и студии Maincast с RuHub. На большее не хватило фантазии, но выборка мне в общем приглянулась. Несколько больших команд, несколько команд небольших, два комментаторских коллектива и, бонус-треком, большой-большой холдинг. Да, заведующий отдельными проектами из опросника, но все-таки стоящий от них отдельно.

Письмо содержало в себе три вопроса:

  • Как часто к вам в принципе обращаются за комментариями те самые киберспортивные журналисты?
  • Как часто вы отвечаете на эти запросы?
  • Важно ли для вас, кто именно обращается за комментарием? Скажем, уделили бы вы время youtube-блогеру со 100 подписчиками?

Само собой, еще в письме я представился и кратко описал, на какую вообще тему собираю материал.

Старое знакомое веселье началось еще на подготовительном этапе. Правда Ядвидчука, писавшего про то, что достучаться до проектов – задача далеко не тривиальная, явила себя во всей своей красе. Порыскав по официальным сайтам моих драгоценных источников дополнительных комментариев, их группам в социальных сетях и прочим ресурсам, я нашел только четыре прямых почтовых ящика. Явить миру собственную электронную почту не постеснялись StarLadder, Maincast, Virtus.Pro и Gambit Gaming.

Еще три проекта, а именно Empire, Navi и ESForce принимают всяческие пожелания, вопросы и предложения через формы обратной связи. У меня есть одна старая теория про то, что все эти формы на самом деле есть сливные трубы для интернет-сумасшедших. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть сие смелое предположение, необходимо сначала пробраться к этим организациям на кухни, а уж туда-то меня вряд ли кто-нибудь в этой жизни допустит. Поэтому – работаем с тем, что дают.

Наконец, оставшаяся тройка из Team Spirit, Vega Squadron и Dota 2 RuHub готова была поделиться только ссылками на соцсети. RuHub оказался вовсе без нормальной домашней страницы, а в своем профиле в Facebook указал родным сайтом dota2.com. В порядке вытаскивания своего ленивого тела за волосы из болота уныния и лени, я решился попытать счастья с трио во встроенном мессенджере того же Facebook’а.

Помня уроки Георгия Ядвидчука, я решил не ждать у моря погоды слишком долго и установил себе крайний срок приема ответов в семь дней. Потом, подумав, что целая неделя – это недостаточно оперативно даже для вольного эксперимента, сократил до трех. И с непривычки начал терроризировать свой почтовый клиент, каждые пять минут синхронизируя ящик.

Кстати да, пара слов про почту и сетевых сумасшедших. Почему я искал прежде всего адреса для электронных писем? Да потому, что так, как мне виделось, было проще всего доказать, что я – не верблюд. Сдается, на том конце провода будет легче поверить, что вопросы спрашивает именно блог ProGamer.ru, а не случайный прохожий, если запрос придет с адреса вида [email protected], а не со случайного аккаунта в соцсети. И тем более не через форму обратной связи, где я волен врать про свою электронную почту что захочу.

Ответная реакция

Думалось, что если кто и ответит, то ответ придет именно в почтовой переписке. Но, как ни странно, оперативнее всего пошли разговоры в Facebook. Честно признаюсь, в жизни бы не угадал.

Главными молодцами – вышедшими на ответный контакт, чуткими и быстрыми – оказались Vega Squadron. Благодаря желающему поделиться со мной каждым чихом собеседника мессенджеру, я увидел, что запрос был прочтен уже через 15 минут после отсылки, а еще через час-полтора Vega ответили на все три вопроса.

Процитирую Vega полностью:

 Обращаются часто — по мере поступления инфоповодов, связанных с нашим клубом.

Отвечаем всегда, если наша позиция сформирована и утверждена.

Мы уделяем внимание каждому, кто умеет составлять грамотный запрос и отправлять его на соответствующие ресурсы, а не, например, через четыре ветви друзей в социальных сетях.

Что ж, записываем жирный плюс в копилку Vega как киберспортивного проекта и такой же жирный плюс в условную копилку NS’а. Все, что понадобилось для получения комментария от команды – это аккаунт в Facebook, сравнительно грамотный русский язык и пять минут переписки.

Чуть позднее Vega и Facebook подтянулась первая «нормальная» почта с ответом от StarLadder‘а. Письмо оказалось весьма содержательным:

Привет.

С радостью помогу вам.

На самом деле журналисты из киберспортивных изданий к нам обращаются регулярно за интервью с талантами, за информацией. Очень многие получают аккредитацию и работают на турнирах. Мы со своей стороны пытаемся максимально помочь им: создать рабочие условия, договориться с игроками, талантами, предоставить помещение для съемок.

За все время, что я работаю в StarLadder, мы отказали в комментариях всего 2 раза и оба раза это были темы, которые мы не могли комментировать с этической точки зрения.

Насчет персон — конечно важно. Если брать в расчет ютуб-блогера на 100 подписчиков, я его точно не подпущу ни к игрокам, ни к талантам по двум причинам: 1) скорее всего это новичок-любитель, которому хочется приобщиться «к тусовке», взять автограф у игрока, а не сделать крутой контент. 2) с точки зрения талантов и игроков нет никакого смысла тратить свое время на видео, которое увидят в лучшем случае 10-15 человек.

Как правило, на больших турнирах мы устанавливаем планку в 50 тысяч подписчиков для тех, кто хочет получить аккредитацию. Для тех, кто не проходит, но по его паблику/каналу видно, что человек старается и хочет, мы даем билеты, иногда помогаем с «живыми» интервью.

Продуманный, заметьте, подход.

Что же до объявленной мною гонки по очкам, тут, пожалуй, я бы отправил по плюсу в обе копилки. С одной стороны, StarLadder уже собственно отправкой ответного письма показали, что открыты к диалогу с медиа, даже такими небольшими, типа нашего любимого ProGamer.ru. С другой, отметили, что вообще-то дела в принципе так и идут — журналисты и на турниры просятся, и комментарии берут, и видео снимают. Работают, работают на StarLadder’е и со StarLadder’ом люди!

Больше в первый день эксперимента на связь не вышел никто. На второй день в эфире показалась Team Spirit. Опять, кстати, сработал Facebook.

К нам редко кто-либо обращался за комментариями. Со стороны менеджмента всегда готовы помочь с ответом, если есть возможность. Но будем честными, игроки не всегда готовы уделять время, если у журналиста (издания) 100 читателей.

Наградим TS почетной благодарственной бронзой не объявленной гонки респондентов и пририсуем целых два плюсика под статьей NS’а. Spirit помогают, когда могут, но, как ни странно, что-то их жизнью особенно никто и не интересуется.

Да, тут бы еще раскопать тему поглубже, проанализировать, а сколько нынче у медиа поводов в принципе спрашивать команду про что-либо, но одна только турнирная жизнь команды TS по Dota 2 в 2018 году дает достаточно поводов, чтобы как минимум раз в две недели докучать прогеймерам вопросами про то, что там с ними происходило во время матчей. Из каких-нибудь футболистов после каждого их чиха СМИ тянут все возможные соки и не стесняются.

Единственное классическое письмо в третий день ожиданий прислали Virtus.Pro. Их комментарий был лаконичен:

Добрый день.

К нам часто обращаются за комментариями. В подавляющем большинстве случаев все запросы получают содержательные ответы.

Для нас главным фактором является суть и качество вопроса, его ценность для нашей аудитории.

Я решительно уверен, что где-то между строк сего послания скрыта тонкая ирония. Я даже готов предположить, что усидчивый читатель в моем лице должен был соотнести посыл абзаца про «содержательные ответы» с посылом абзаца про «главный фактор – качество вопроса». А затем перечитать письмо целиком и прикинуть, насколько хороши должны были быть его вопросы, чтобы получить на них вот такой ответ.

Объективный судья дал бы плюс в копилку NS’а, но мнительный экспериментатор увидел в ответе Virtus.Pro отписку, из которой не сварить каши и на один нормальный абзац. Поэтому плюс уходит в лагерь Ядвидчука.

Финишная прямая

К концу третьего дня я, получается, получил два ответа через почту, два ответа через Facebook и ноль ответов через форму обратной связи, что только усилило мои подозрения по поводу истинного назначения страниц для отправки народных писем. Еще перед стартом я условился сам с собой о том, что не буду соваться с одним и тем же запросом к проектам в каждую первую открытую форточку. Но время шло, паранойя крепчала, и я все же решил продублировать письмо счастья всем любителям форм обратной связи через внезапно эффективный Facebook.

Как бы то ни было, к финишной черте мое маленькое исследование подошло с не сильно оптимистичными результатами. Лагерь «Работать надо!» выигрывал у лагеря «Все сложно» целых два очка (если я ничего не перепутал), но рисковал упустить целых шесть и проиграть битву с разгромным счетом.

К тому же, хотелось выписать один технический минус за контр-продуктивные формы обратной связи. Журналистские расследования и поиски ведущих к проектам лазеек – это прекрасно и увлекательно, но соответствует скорее правде жизни по Ядвидчуку.

Тем временем маневр с повторным забросом письма счастья через Facebook быстро разбудил Team Empire. Поправив слетевшую было с меня шапочку из фольги, я получил обнадеживающий комментарий:

Добрый день! К нам часто обращаются за комментариями различного рода и мы всегда открыты к информации, которую можем открыто обсуждать. Очень часто начинающие авторы или новостники просят интервью даже с обычными сотрудникам, которые также охотно идут на встречу. Мы тесно сотрудничаем с разными порталами и обмениваемся с ними актуальной информацией, рассылаем пресс-релизы и добавляем комментарии на неоднозначные новостные поводы.

Все, оказывается, и у Empire со связью с общественностью хорошо, надо только знать, в какую именно дверь стучаться. Или, рискуя сходу уехать в игнор-лист, спамить каждый первый связанный с проектом адрес. К счастью, дорогие начинающие обозреватели киберспорта, у нас с вами теперь есть рабочая наводка – мессенджер Facebook работает.

Не всегда, конечно. RuHub, Maincast, и Navi таки остались недостижимыми рок-звездами, до которых в три дня пущенное с невеликой высоты ProGamer’а слово не долетает. Эх, вырвался локомотив «Работать надо!» за счет «имперцев» на три корпуса, да все равно по итогам оказался в минусе.

Ну и под самый занавес полевых испытаний Facebook зазвенел ответом от ESForce, ставшим просто вишенкой на торте:

Здравствуйте, команда ProGamer.ru!

Нам известно, что Вы уже получили ответ на данное письмо от имени Virtus.Pro.

Спасибо за проявленный интерес!

Virtus.Pro, ESForce, я вас люблю. Буду болеть за ваших прогеймеров на The International 2018. Плюс в копилку «Все сложно».

Итого

Выводы напрашиваются скучные.

Определенная правда есть в словах что одной, что другой стороны. Обленились киберспортивные СМИ? Я, знаете, что-то даже и не вспомню, когда мы/они были прямо вот совсем хороши, чтобы сейчас говорить о какой-то серьезной деградации. А то, освещать события киберспортивного мира можно сильно лучше — да, чистая правда.

Но то, что далеко не все вроде бы заинтересованные в больших информационных волнах игроки идут на контакт — не меньшая правда.

Отдельно я бы поплакался, что наша сцена любит распространять анонсы, заявления и прочие информационные поводы какими-то странными — хочется обозвать их «тусовочными» — каналами. Абстрактный пример. Прогеймер Вася знаком с редактором портала «Распрогеймеры.рф», рассказывает ему всякие инсайды за неделю до официальных анонсов, а потом дает комментарии и интервью тоже только «Распрогеймеру», игнорируя всех остальных. Пока не поругается с приятелем-редактором, после чего вообще пропадает из эфира.

Работать над собой, получается, надо вообще всем. Кто бы мог подумать.


Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас