Слойка с ужастиками – обзор Layers of Fear

Новости игр, Обзоры игр | |

Говорят, новое – это хорошо забытое старое. В случае с хоррорами такое не прокатывает: чтобы стабильно и эффективно пугать, нужно вертеться, оригинальничать и удивлять без перерыва. Повторение знакомых приемов – верный способ свести свою страшилку в могилу, однако «Гринлайт» все еще наполняют поделки про темные леса, слендеров и плачущих девочек, выглядящие дешевле, чем веб-камеры начинающих летсплееров, готовых наигранно верещать ради лишних подписчиков.

А вот Layers of Fear, даром что из того же класса коррекции под именем «Ранний доступ», сделана хитрее. Изобретательностью она не шибко отличается, зато прекрасно сочетает все то, что за нее придумали другие. Не можешь сообразить сам? Подгляди у коллеги! А лучше загляни в тетрадку сразу к нескольким, посоветуйся со старшеклассниками и сверься с решебником. Комбинация чужих идей – тоже в каком-то роде уникальная придумка, верно?

layers-of-fear-bedroom

Количество заимствований тут и правда на такой отметке, что чувствуешь себя как на ярмарке интерактивного ужаса. Вот, в одном павильоне отличный образчик японской психоделии – не иначе, Silent Hill со всей своей родней. В другом, прямо напротив крыла с хоррор-модификациями, выставлены обе части «Амнезии» с их акцентом на тотальную уязвимость и щупательно-тягательную механику, а на входе все желающие фотографируются на фоне викторианского особняка из… э-э… из любой игры про страшные викторианские особняки и покупают оживших кукол в качестве сувениров. Список этим не исчерпывается, так что охочие до челленджа знатоки жанра могут смело устраивать продолжительные дринк-геймы, выпивая после каждой заезженной «пугалки».

Тем лишь удивительнее, что своей цели эта солянка добивается.

Из самых заметных мотивов свой собственный у Layers of Fear всего один – живопись. В какие бы дебри цитирования игра ни углублялась, в контекст всегда вплетены картины, неизменно странные и давящие. Такие, например:

layers-of-fear-portrait

И, надо отдать должное, с подобными холстами авторы накрутили ну очень много трюков разной степени очевидности. В зависимости от эпизода они выполняют роль обычных скримеров или частей простеньких паззлов, используются в оптических иллюзиях и гротескных видениях, искажаются, перемещаются, непрерывно докучают игроку и вообще ведут непривычно активную для элемента декора жизнь. Это действительно изрядно действует на нервы, и каждая пропавшая за спиной рама вкладывается в развивающуюся паранойю. А если в процессе еще осознать, что практически все картины – реальные работы великих художников, становится ой как не по себе: растекающиеся по стене полотна Рембрандта, как оказалось, прекрасно стимулируют двигательный аппарат и желание им поскорее воспользоваться, пока на тебя не наорал автопортрет Джошуа Рейнольдса. В общем, любителям крипи-историй и всем оценившим присутствие The Hands Resist Him в Scratches придется по вкусу.

В результате же потихоньку функционировать начинает и все остальное. Layers of Fear сначала доводит игрока до нужной кондиции, тюкая его искусством, а потом преспокойно закрепляет себе эффект банальнейшими способами: грохочет посудой, закрывает двери, пускает длинные и темные коридоры, оставляет размытые силуэты под мерцающим фонарем – разве что пресловутого бледного дяденьки из леса нет. В сочетании с относительной новизной «картинного» ужаса этот набор клише все еще способен поддерживать напряжение на достойном уровне.

Генри Таунсенд гордился бы.

Генри Таунсенд гордился бы.

Но, к сожалению, не так долго, как рассчитывалось. Ближе к финалу методика приедается, повторяется и, что самое плохое, безошибочно угадывается. Сейчас, значит, нужно будет добраться до конца комнаты, и там уж либо ее перекорежит до неузнаваемости, либо придется обернуться и выслушать вопль в лицо. Ого, прям как в прошлые четыре раза! А тут, наверное, будут галлюцинации с подъезжающими стенами, потому что десять минут назад было такое же помещение без дверей. Вторичное использование запаса, и без того наполовину состоящего из затхлых приемов, напрочь лишает действо нужных эмоций и переходит в почти что рутинный забег. Постоянство – несомненно, хорошее качество, но страх с ним не уживается никак.

Спасают две вещи: длительность и сюжет. Поскольку игра заканчивается за 3-4 часа даже в самом запущенном случае, последние минут эдак 40 самоповтора критичными для впечатлений не назовешь – только, казалось бы, появился повод выразить возмущение, а весь цирк уже свернулся и смотался. Да и если Alien: Isolation и Evil Within, братья по сезону и чудовищной затянутости, беспощадно и бессмысленно выжимали остатки удовольствия из своей механики, то для Layers of Fear это скорее вынужденная мера, потому что иначе довести рассказ до логического конца не получилось бы.

layers-of-fear-illusion

layers-of-fear-magnum-opus

Несмотря на то, что превалирует здесь хоррор, повествование на пару с исследованием занимают не менее важное место в игре и зачастую оправдывают ее огрехи. История художника, путешествующего по собственному искаженному дому в попытках завершить величайший труд всей жизни, слегка тривиальна – но туманная подача и обилие мрачных тайн делают ее безумно увлекательной. Из кучи разрозненных поначалу записок складываются отчетливые предпосылки, мотивы и характеры, а дизайн окружения зачастую символичен и набит намеками на происходящее, выуживать которые иной раз интереснее, чем наступать на очередной бу-триггер. Ей-богу, на основе вышеупомянутых картин сообщество нагородило таких детальных теорий, что можно провести еще пару вечеров, листая обсуждения и чувствуя себя самым невнимательным человеком на свете. А еще там есть нелинейность – только тс-с! Мы вам ничего не говорили и не спойлерили.

Главное же достоинство Layers of Fear кроется в сравнительно удачной попытке охватить сразу всю целевую аудиторию. Относительно довольными уйдут как ценители интеллектуальной подоплеки ужастиков, так и те, кто плевать хотел на всякие записочки и приходит в подобные игры исключительно за повизжать. Как и у большинства собратьев по жанру с богатой фабулой, интерактивная часть тут значительно проседает, что особенно бросится в глаза знающим людям, – но погоня за двумя зайцами уже приносит какие-никакие плоды.

Талантливые подмастерья попытались сравниться с гениями хоррора, но создали лишь хороший собирательный портрет существующих шедевров. Практически ничего нового Layers of Fear не предложит, однако в качестве экскурса в жанр ужасов подойдет отлично.

Layers of Fear
Layers of Fear
Дата выхода:
16 февраля 2016
Издатель:
Aspyr Media
Разработчик:
Bloober Team
Жанры:
Adventure / Инди
Платформы:
PC / PS4 / Xbox One
В рейтинге игр:
516 место
Оценка редакции:
75 %
Стоит играть? (Если оценка больше 70%)
Да

Поделиться

Обсудить