Несовершенный робот – обзор первого эпизода The Uncertain

Новости игр, Обзоры игр | |

После того, как цирковая труппа Dagestan Technology дебютировала на цифровых просторах магазина Steam, ориентироваться в русской инди-сфере стало проблематично. Юные таланты смекнули, что лавка дядюшки Гейба открыта для любого барахла, и из «Гринлайта» сплошным потоком хлынули нечистоты отечественного производства. Ведь пока в тренде коллекционные карточки и уморительные значки, продаваться будет что угодно.

И что самое неприятное, такие игры шумят. Любая трехрублевая поделка про кумыс (клянусь, видел такую) резонирует через шутливые рекомендации и паблики «от 14 до 16 с половинкой» гораздо сильнее, чем серьезные и относительно крупные проекты за счет традиционной рекламы. До такой степени, что последние в ленту рекомендаций рядового пользователя зачастую не попадают вовсе.

Тем важнее регулярно вытаскивать на поверхность редкие жемчужинки, которые отчаянно не дают поставить крест на нашем независимом геймдеве. Очень уж легко упустить из виду чудесную Message Quest, крепкую Legends of Eisenwald, шаткую, но хорошую 35MM – или вот, The Uncertain.

Впервые я с ней столкнулся на питерском «Старконе» в прошлом году. На скромном, неприглядном стенде крутилась коротенькая, но презанятная демка игры, авторы которой вдохновленно рассказывали о том, как делают свой ответ Telltale и попутно возвращают приключенческому жанру истинное лицо. Грех было не заинтересоваться.

Сейчас видно, что наши представления об «истинном лице» во многом расходятся, однако жалеть о том, что The Uncertain все это время была на моем радаре, тоже не пришлось.

Первое впечатление – естественно, аудиовизуальное – игра производит насквозь положительное. Ко многим инди невольно относишься с долей снисходительности, игнорируя художественные шероховатости, но здешнее оформление поблажек не требует. Картинка без особых изысков, зато детальная и выверенная стилистически, что в честном 3D уже заслуживает похвалы. И музыка, ой, какая музыка! Пожалуй, на одном только эмбиенте держится большая часть здешней атмосферы, меланхоличной и слегка давящей.

Буп!

Чего так грустно, спрашиваете? У нас тут, между прочим, человечества давно не стало. Довоевались – теперь планету топчут оставшиеся после людей роботы. Они основали свое общество, заселились в пустующие руины старого мира и пообещали не повторять ошибок своих создателей. К сожалению, излишне о социальном устройстве машин игра не распространяется и воочию увидеть новую цивилизацию не дает. Просто поверьте, что где-то за кадром все есть и все работает.

В кадре же находится Арти (по паспорту – RT-217NP), робот-отшельник, инженер-любитель и историк-тоже-любитель. Забот в его размеренной сельской жизни немного – разве что недовольный работодатель названивает из-за просроченного заказа, да и только. Словом, обычный парень, пускай и с батареей вместо сердца.

А чтобы он был совсем уж обычным, с Арти обязательно должно случиться нечто эдакое. Например, перед домом ну просто обязан шлепнуться шаттл, полный сюжетных спойлеров и поводов идти спасать мир. Разве не этим занимаются все обычные парни?

Далее The Uncertain настолько строго следует знакомым тропам, что буквально все прохождение готовишься к подвоху. И все-таки нет, сценарий словно каждый ключевой момент подгоняет под шаблон. Злые власти – есть. База повстанцев – еще бы. Детективная линия – куда ж без нее. Парочка нюансов делают клише чуть более съедобными, чем обычно, но проблема остается. Это абсолютно предсказуемая история, в которой известные переменные роботизированы и лишены эмоций.

Самое больное место повествования – персонажи. Никакие, пустые персонажи. Статисты еще понятно, их могли зарезервировать для следующих эпизодов, но когда нет связи между игроком и главным героем, пиши пропало. RT-217NP попросту не интересен. Единственным источником его харизмы являются наивно-логические комментарии, которые он отпускает, анализируя остатки человеческого быта, и этот прием, мягко говоря, приедается. Особенно в комбинации с монотонной озвучкой: раз за разом слушать сухие замечания про «этих бестолковых людей» уже через полчаса становится невмоготу.

Быть может, в этом заключен отдельный авторский посыл, но донесен он совсем не теми средствами. Если они роботы по своей сути, необязательно делать их роботами и в личностном плане. Primordia, допустим, умудрилась превосходно изобразить природу искусственного разума, не пожертвовав ни колоритными героями, ни живыми диалогами. Учитывая схожесть этих игр в отдельных сюжетных мотивах, контрпример более чем показательный.

Скриншот, усиливающий спонтанные ассоциации с XCOM. В хорошем смысле.

Что до собственно процесса, обставлен он с очевидным кивком в сторону проектов Telltale. Впрочем, сохранив тамошний стандарт управления и взаимодействия с окружением, The Uncertain подходит к делу изобретательнее. Путь Арти прямо-таки усеян головоломками любых сортов, от классического поиска предметов – до оригинальных звуковых пазлов. Решаются они на раз-два, зато многообразием деятельности радуют вплоть до самого конца.

Только вот иной раз в таких ситуациях предусмотрена очень уж жесткая последовательность действий. Если проще, раскиданные по округе предметы герой игнорирует или отказывается подбирать до тех пор, пока они не пригодятся для преодоления препятствия. С точки зрения реального мира подход, разумеется, правильный – но без этой условности игровая среда перестает быть комфортной. Приходится лишний раз таскаться с экрана на экран, делая то, что тебе банально не позволили сделать сразу. Даже в скромных масштабах местных локаций это слегка раздражает.

Пилотный эпизод оказался преступно коротким, но за счет богатого на задачки мира ощущения скоротечности не возникает. Геймплея на единицу времени тут, по сравнению с какой-нибудь Tales from the Borderlands, очень много. А вспоминая ужасные аркадные вставки ближе к финалу – возможно, даже слишком много. Последний раз столь беспардонное нарушение естественного ритма было, кажется, в Dreamfall с ее файтинговой механикой. Бр-р-р… Вот уж где точно не помешал бы красивый QTE-ролик.

Тем не менее, сугубо на геймплейном поле The Uncertain превосходит то, чем сейчас заняты Telltale. Со всеми странностями она все равно играется интереснее ежегодного «Нажми F, чтобы посмотреть кино». Загвоздка лишь одна: от их «кина» по-прежнему дух захватывает, а скромняге Арти пока ничего существенного предложить нечего.

В общем, без недочетов не обошлось, но и фатальных ошибок ComonGames не допустили. Все вышеописанное исправимо, и The Uncertain вполне способна вырулить на верный курс уже к следующему эпизоду. Главное – не забросить, как это происходит с инди-сериалами.

The Uncertain
The Uncertain
Дата выхода:
22 сентября 2016
Издатель:
ComonGames
Разработчик:
ComonGames
Жанры:
Adventure / Инди
Платформы:
PC
В рейтинге игр:
591 место
Оценка редакции:
66 %
Стоит играть? (Если оценка больше 70%)
Нет

Поделиться

Обсудить