Почему телевизоры плохо подходят для игр

Hardware | |

Почему современные телевизоры всё ещё уступают мониторам в играх?

Я играю на PC вот уже 30 лет, но до недавнего времени никогда всерьёз не думал использовать для этого телевизор. Наверное, потому что вырос во времена, когда телевизоры были совершенно несравнимы с мониторами и сильно отставали от них в разрешении и общем качестве картинки. Даже с изобретением плоских и жидкокристаллических дисплеев ЭЛТ-мониторы превосходили обычные телевизоры.

Современные телевизоры могут куда больше, чем кинескопные модели 20-летней давности. Как и компьютеры, они оснащаются HDMI, поддерживают популярные разрешения (720p, 1080p и 4K) и часто хвалятся частотой обновления 120-240 Гц. Да и модели с частотой 60 Гц существенно превосходят старые 60-герцовые дисплеи. В теории, 4K-телевизор должен отлично подходить для игр. В реальности всё намного сложнее.

Во-первых, есть такая вещь, как входная задержка. Это задержка между нажатием кнопки на контроллере, мыши и клавиатуре и результатом действия на экране. Часто эта проблема упоминается консольными игроками, но сталкиваются с ней и те, кто пробует подключать телевизор к компьютеру. Входная задержка лучших HD-телевизоров сегодня выше задержки лучших мониторов – порядка 17-18 мс против 9-10 мс.

Честно говоря, 17-18 мс – не так уж и много (по официальной оценке DisplayLag.com это «Excellent»), и если не играть в динамичные FPS или RTS, вы её и вовсе не заметите. Та же Civilization не предполагает никаких резких движений. Однако, многие телевизоры не проходят и отметку в 40 мс, что DisplayLag характеризует как «Great». В некоторых случаях входную задержку можно сократить с помощью настроек в меню телевизора, но это зависит от производителя и модели. Большинство производителей не делятся информацией о входной задержке – такие вещи обычно проверяются на сторонних сайтах вроде вышеупомянутого.

Вторая проблема связана с вылетами развёртки – когда не вся часть картинки отображается в пределах экрана. Это пережиток кинескопной эпохи, когда никто не мог гарантировать, что на любом телевизоре изображение будет идентичным. Проблему решили увеличением полученного сигнала, чтобы возможные искажения оставались «за экраном». Современным ЖК-дисплеям вылеты развёртки уже не нужны, но их поддержка может быть включена по умолчанию. Возможность отключения функции зависит от модели – в старых дисплеях её могут и не предлагать. Видеокарты AMD и Nvidia компенсируют вылеты развёртки на программном уровне, однако это может сказаться на отображении текста и шрифтов.

И наконец, хотя и есть телевизоры, действительно способные выдать частоту обновления 120 Гц, рекламируемый показатель зависит от производителя. В этой статье на CNET объясняется, как определить настоящую частоту конкретной модели.

Отсутствие поддержки Adaptive Sync/FreeSync/G-Sync

Здесь всё каждый решает для себя, но если вы когда-нибудь сидели за монитором, поддерживающим Adaptive Sync (официальное название технологии FreeSync от AMD по терминологии VESA) или G-Sync, то наверняка понимаете, насколько здорово он проявляет себя в играх, даже в 60 fps. Чем ниже фреймрейт, тем больше пользы от FreeSync/Adaptive Sync, поскольку плавность подачи кадров становится всё важнее с увеличением задержки между ними. Например, в играх с 30 fps новый кадр отображается каждые 33,3 мс, а в играх с 60 fps – каждые 16,6 (при условии неизменного фреймрейта).

Я упомянул G-Sync, потому что это версия той же самой технологии от Nvidia, но эта компания не проявляет интереса к сотрудничеству с производителями телевизоров по внедрению поддержки G-Sync в современные панели. Стандартизированная VESA Adaptive Sync теоретически может появиться в телевизорах – но только, если её добавят к спецификации HDMI. HDMI 2.0 (текущая версия) Adaptive Sync не поддерживает. HDMI 2.1 всё ещё на этапе планирования, так что телевизоры с таким стандартом в лучшем случае появятся лишь через несколько лет.

Конечно, поддержка Adaptive Sync в HDMI 2.1 не решит проблему входной задержки и вылетов развёртки, но играть на телевизоре станет несколько приятнее. Выиграют от этого и компьютеры, и консоли, возможно, даже текущего поколения – зависит от способа реализации Adaptive Sync и поддержки данной технологии видеокартами Xbox One и PlayStation 4.

Если вы планируете играть на большом телевизионном экране, рекомендуем поискать соответствующие отзывы игроков о выбранных вами моделях. Надеемся, в будущем мы увидим телевизоры с поддержкой технологий наподобие Adaptive Sync, да и вообще нацеленное движение производителей в сторону PC-игроков. Учитывая, что мы уже наблюдаем поддержку HDR и в телевизорах, и мониторах, было бы неплохо и в будущем видеть между ними больше общего.

Поделиться

Обсудить