Что если позволить детям проводить больше времени перед экраном?

Культ | |

Большинство считает, что времяпровождение детей у экранов нужно ограничивать, но по мнению некоторых исследователей, условный айфон может помочь ребенку в саморазвитии.

Представьте, будто кто-то отправился в прошлое ­– во времена, когда еще не было интернета – и начал потчевать людей фантастическими байками о будущем, где дети пользуются устройствами, дающими доступ ко всем знаниям, накопленным человечеством, а также новые возможности для обучения, творчества и объединения людей.

Теперь представьте, что этот путешественник во времени начал описывать реакцию большинства родителей на это чудо научно-технического прогресса – отнюдь не радость, но страх, вину и тревожность от того, как много времени дети проводят за этими девайсами.

Именно это сейчас и происходит. Родителям часто внушают, что самая важная вещь, которую следует делать с айфонами, айпадами и компьютерами – это ограничить времяпровождение с ними.

Однако в последнее время преподаватели и ученые все чаще говорят, что данная технология может быть не только источником опасности, но также инструментом для обучения и развития. Вопреки совету, который я когда-то счел очень убедительным, эти люди пришли к удивительному выводу, что некоторым детям стоит проводить больше – а не меньше – времени за вычислительными устройствами. Это естественное последствие того, что возможности «айфонной» технологии с каждым годом становятся все шире.

Американская академия педиатров (англ. «American Academy of Pediatrics» или «AAP») ранее рекомендовала родителям просто ограничивать время, которое дети проводят за условными айфонами. Однако в 2016 году организация поменяла мнение, учтя фундаментальное различие между интерактивностью телевизоров, которые использовались для предыдущего исследования, и интерактивностью девайсов, которыми дети пользуются сейчас.

Если раньше в рекомендациях все время, проведенное детьми перед телевизором, называли термином «воздействие», как будто экран – это какое-то токсичное вещество, то в новых рекомендациях допускается, что дети до 5 лет могут проводить за экраном до 1 часа, а также приводится различие между разными типами времяпровождения перед экраном. К примеру, звонок бабушке по FaceTime – это не то же самое, что просмотр шоу на YouTube.

По словам ЭннМари Томас (AnnMarie Thomas), директора лаборатории игрового обучения (Playful Learning Lab) при Университете Св. Томаса (Сент-Пол, шт. Миннесота), которая занимается созданием прикладного обучающего контента для детей всех возрастов, одним из главных отличий нового подхода является разграничение между «пассивным» (вроде просмотра видео) и «активным» времяпровождением за экраном, включая творческий поиск, а также (одобренные родителями) видеоигры. Исследователи считают, что ограничивать нужно не все время, проводимое за экраном, а лишь «пассивное» время.

Опасения о времяпровождении детей у экранов весьма обоснованы и варьируются от отсутствия физической активности до провокаций со стороны других пользователей и даже вреда для психологического здоровья подростков. Просмотр видео в данный момент отнимает много времени у американских детей – согласно последним данным, дети в возрасте между 2 и 11 годами проводят у экранов ежедневно в среднем 4,5 часа. Это время, которое иначе можно было провести за физической активностью, социализацией и «хорошей» скукой (это состояние, как показывают последние исследования, благотворно влияет на креативность и изобретательность).

«Экстраординарное обучение»

Но что если «активное» времяпровождение можно сделать еще лучше? Тем более, что этот вариант очень даже реалистичен, особенно если учесть всеобщее распространение смартфонов и планшетов. Согласно некоммерческой организации Common Sense Media, которая выступает за безопасность СМИ и технологий для детей, мобильные устройства имеются у 90% американских семей, где есть дети до 8 лет, хотя еще в 2011 году их было только 52%.

Для условного американского ребенка сокращение времени, проведенного у экрана – это бесспорная альтернатива тому, чем большинство из них занимаются сейчас.

Но, как считает Аня Каменец (Anya Kamenetz), журналистка и автор комикса «Искусство смотреть в экран: Как ваша семья может балансировать между цифровыми медиа и реальной жизнью» (в оригинале – «The Art of Screen Time—How Your Family Can Balance Digital Media and Real Life»), вместо введения временных ограничений на пользование «экранными» гаджетами родители должны помочь своим детям определить, чем они хотят заниматься – потреблять искусство или создавать его, в обоих случаях восхищаясь чудесами вселенной – и сделать эту помощь ежедневной частью их «айфонной» жизни.

Для этого родители могут воспользоваться так называемым «экстраординарным обучением», которое не было бы возможным без современных технологий, считает Мими Ито (Mimi Ito), директор лаборатории многогранного обучения (Connected Learning Lab) при Калифорнийском университете в Ирвайне, а также культуральный антрополог, которая последние двадцать лет изучает, как дети используют технологии.

«Экстраординарное обучение» – это то, что происходит, когда интерес ребенка превращается в страсть. Добавьте сюда «экранные» технологии и интернет, которые, в сущности, являются бездонным колодцем инструментов, знания и связей, и помножьте на энергию, с которой молодежь берется за любимые дела.

Это даже нечто большее, чем просто времяпровождение со своими детьми. Вы направляете ребенка в сторону качественного саморазвития – с перерывом на физическую разминку и визуальный отдых –  позволяя нырять глубже без оглядки на назойливый таймер.

Примеров множество – например, ребенок может самообучаться, корпя над кодом (в Minecraft), создавая музыку или делая фотографии. Если дать детям эту возможность, это позволит им учиться самим, и зачастую – ускоренными темпами.

Смотреть в экран по-новому

До недавних пор я в основном следил за тем, чтобы мои дети большую часть недели проводили не за айфонами, чем на том, что мои дети, собственно, в это время делают. Но видя, как они используют эту технологию для обучения и креативных игр – от цифровой фотографии до дискуссий, порожденных документальными фильмами – я свое мнение поменял. Я по-прежнему отдаю приоритет занятиям и личному общению, а не звонкам по FaceTime, но я перестал отслеживать, сколько времени мои дети проводят за гаджетами и вместо этого начал думать о том, удовлетворены ли их общие потребности.

Дженни Радески (Jenny Radesky), педиатр и автор руководств AAP по использованию медиа и времяпровождению у экранов, говорит, что цель исправленных рекомендаций – подтолкнуть родителей детей до 5 лет к тому же.

Принятие данной философии может привести к контринтуитивным изменениям старых правил. Доктора Ито и Томас сделали «экранные» гаджеты частью активного семейного времяпровождения. Результат – самые разнообразные примеры «экстраординарного обучения», включая сочинение и чтение художественных рассказов, самостоятельное изучение математики и использование симулятора для обучения полету.

Поощрение «активного» времяпровождения у экранов – это лишь очередное доказательство давней мудрости, о которой следует напоминать с каждым новым технологическим витком: обучение и развлечения могут идти рука об руку.

Источник – WSJ – What If Children Should Be Spending More Time With Screens?

Поделиться

Обсудить