Дизайн доспехов для чайников и/или разработчиков игр

Разработка игр | |

Введение

Похоже, что некоторые из дизайнеров по персонажам, не имеющие реального боевого опыта и не работавшие с настоящими образцами, не совсем понимают, как должны функционировать доспехи. Поэтому я представляю данный интенсивный курс. Если вы хоть немного заинтересованы в том, какие доспехи из вашей игры невозможно или слишком опасно носить, надеюсь, это руководство вам пригодится.

Перед тем, как я начну, отмечу, что прекрасно понимаю, почему вам хочется делать крутые и сексуальные доспехи с выделяющимися силуэтами – и я прошу вас, продолжайте. Не все доспехи должны быть реалистичными. Также отмечу, что большинство из упомянутых ниже игр – мои любимые. Если в некоторых моментах касательно дизайна персонажей есть над чем поработать, это ещё не делает саму игру плохой.

Для чего нужны доспехи?

Итак, зачем кому-то наряжаться в кожу и металл, если он не собирается на концерт хеви-метал группы? Потому что он готовится к битве и не хочет в ней погибнуть или получить тяжёлое ранение. Следовательно, доспехи должны защищать тело от контакта с острыми предметами и смягчать удары тупыми предметами, которые иначе грозят, например, переломами. Чем сильнее ожидаемые удары и накал сражения, тем тяжелее должны быть доспехи. К примеру, рыцари в поисках защиты от вражеских копий будут искать вдохновение в консервных банках, а лучники могут идти в бой хоть в своих пижамах.

Свойства металлов

Вес

sarevok

Чтобы удостовериться, что вы успеваете за ходом моих мыслей, сразу уточню некоторые моменты. Металлы – по крайней мере, в нашем мире – тяжёлые. К примеру, плотность стали 8 г/см3, то есть квадратный метр 3-миллиметрового стального листа весит 26 кг. Может быть, вам это ни о чём не говорит, так что просто остановимся на том, что много навешанной на тело стали тяжелее, чем немного. Переноска тяжёлых вещей замедляет вас, заставляет тратить больше сил в бою и затрудняет контратаки.

Посмотрим на доспехи Саревока из Baldur’s Gate. Он определённо выглядит крутым, что хорошо. Однако, живучесть – это тоже хорошо. Эти шипы никого не смогут убить, если не пользоваться поистине уникальным боевым стилем, следовательно, они только добавляют лишнего веса. Да, люди дважды подумают, стоит ли ввязываться в бой с этим парнем, но если они рискнут, Саревок в полной мере ощутит добрые 10-килограмм балласта от одних только шипов. Назад к чертежам, Саревок.

Твёрдость

Вряд ли мне нужно напоминать, что в твёрдом состоянии металл – жёсткое вещество, а нацепить его на своё уязвимое тело вы сможете только в таком состоянии. Это значит, что нагрудник на самом деле не сможет двигаться вместе с верхней половиной туловища. Чтобы он выглядел красиво, придётся добавить аниматору головной боли, но забывать об этом не стоит.

Ворген из World of Warcraft

Ворген из World of Warcraft

Стоимость

Не стоит также забывать, что металл – не самый доступный материал. Благородные рыцари могут позволить себе носить подогнанные под них полные латные доспехи, но всем остальным придётся выбирать что-нибудь попроще. Если нужно запасаться к зиме и выплачивать налоги правителю, вы вряд ли будете вкладывать свои средства в комплект доспехов. Учитывайте это, экипируя своих персонажей.

Критические области на теле

protect-this

Главное назначение доспехов – защита, поэтому я хочу поговорить о местах на теле, которые обязательно нужно прикрывать. Во-первых, необходимо стараться защищать лицо. Конечно, вам хочется похвастаться синхронизацией губ и физикой волос, но ни один здравомыслящий солдат не пойдёт в бой без шлема.

Шея хранит в себе штуки, весьма полезные для дыхания и кровоснабжения мозга, а сердце, хоть и прикрытое грудной клеткой, остаётся жизненно важным органом даже для самых бессердечных бойцов. Доступ к сердцу открывается не только спереди и сзади, но и с боков. Следовательно, вам нужно по максимуму прикрывать подмышки. К тому же, очень легко получить удар в живот, где находится куча вещей, необходимых вам, чтобы не умереть. Пах – это отличный путь к животу с разных углов, и в нём содержится много крови. Примечание: подмышки и пах сложно защищать из-за их расположения, особенно когда враг подобрался вплотную с кинжалом в руке, но нужно как минимум попытаться.

Остальные области тоже нужно сохранять в неприкосновенности, особенно содержащие крупные кровеносные сосуды. Впрочем, ранение в ногу, пусть даже и ставящее вас в уязвимую позицию или грозящее ампутацией, по крайней мере, не убьёт вас мгновенно.

Назначение

Leliana-full-front

Вы лучше поймёте, о чём речь, взглянув на Лелиану из серии Dragon Age в доспехах из Inquisition.

Кто у нас Лелиана? Она шпион – тот, кто по идее, должен скрываться в тени. Даже, если ей не приходится постоянно прятаться, одеяние должно отражать её деятельность (или не должно, если она действительно не хочет себя выдавать). И капюшон с кольчугой прекрасно делают своё дело. Практичные и броские, они представляют собой достойные доспехи для дамы её профессии и ранга. Проблема в данном случае кроется внизу. Худший способ оставаться незамеченным благодаря тяжёлым доспехам – носить тяжёлые сапоги. Представьте, как пытаетесь незаметно кинуться на кого-то в лыжных ботинках. Сделанных из стали. Идеальный пример. Хотите быть скрытным, не надевайте тяжёлые доспехи. А если и надеваете, то прикрывайте жизненно важные области.

За пределами сражений

Хотите верьте, хотите нет, но даже профессиональные воины большую часть своей жизни проводят вне боя. Это может не касаться среднестатистического протагониста, но обычно люди устают после нескольких часов беготни и драк. Перед битвой и после неё вы обычно собираетесь вместе с другими солдатами, и все эти шипы на плечах приведут к тому, что никто не захочет садиться с вами рядом. Будет сложно найти оруженосца, настолько не ценящего свою жизнь, чтобы одевать вас в такие доспехи. Более того, мало кто вообще захочет идти с вами в бой плечом к плечу. Поскольку выбор одеяний у игровых персонажей обычно невелик, то приходится таскать на себе тяжесть своих доспехов не только в бою, но и в 8-часовых походах. Однако, не стоит забывать, что вы можете снять доспехи и ходить в обычной одежде, к примеру, во время маршей или же перемещаться в ближайший город.

«Да, Боб, твои доспехи выглядят симпатично, только этот шип немного упирается мне в колено» (Monster Hunter)

«Да, Боб, твои доспехи выглядят симпатично, только этот шип немного упирается мне в колено» (Monster Hunter)

Снимаем и надеваем доспехи

4a709d72319c75b32cacd001cb6611eb

К слову об оруженосцах – было бы неплохо, если бы в игровых повествованиях учитывалось, сколько времени занимает облачение в доспехи. Но на этом можно строить напряжение – друга рядом нет, так что герой не успеет надеть защиту перед атакой лагеря (ох!). Полный рыцарский доспех не надеть без чьей-то помощи, так что вы не остановите на нём свой выбор, если у вас нет слуг или хороших друзей с кучей свободного времени. С кольчугой в этом плане попроще, хоть и придётся вставать во всякие причудливые позы, как на этой чудесной картинке из средневекового манускрипта.

Отражаем, а не направляем удары

spiked

Пример доспехов из Guild Wars II

Вернёмся к шипам на доспехах. Они не только дают +2 к раздражению людей, воюющих на вашей стороне – с такими шипами сражаться опаснее, чем вовсе без доспехов. Как уже говорилось, доспехи должны отражать удары, чтобы они соскальзывали по телу, не причиняя вам урона. Взгляните на картинку выше. Такой шип не отводит удар в сторону, а направляет его точно в запястье, повышая риск повреждения основной для 70-90 % людей руки. Как по мне, это очень плохая идея.

Груди – мягкие

Ладно, перейдём к вопросу о женской груди. Возможно, кому-то из вас доводилось её трогать. И вы могли заметить, что обычно она довольно мягкая. А значит, ничего страшного не случится, если запихнуть её в нагрудник. Иначе тугие корсеты погубили бы целые поколения. Следовательно, в так называемых «грудастых доспехах» с выемками для груди нет никакой необходимости. На самом деле, они куда опаснее плоских нагрудников. Помните, нам ведь нужно отводить клинок в сторону, а не направлять его в сердце.

compare

Совет: Выбирайте вариант слева (эта женщина действительно бьётся на мечах). Справа доспех из Skyrim

Открытые участки

ne

Теперь рассмотрим доспех тёмной эльфийки на картинке выше (World of Warcraft). Если бы у меня была необходимость её убить, удары бы наносились по лицу, шее, груди, животу или паху. Из всего этого только последний хоть как-то защищён. Я ценю её попытки прикрыть ноги (что будет полезно, если кто-то попытается запинать её до смерти подножками) и внешнюю сторону запястий. Запястье, как никак, ближайшая к врагу часть тела в ближнем бою. Тем не менее, вот, что мне хочется подчеркнуть:

Области, которые нужно защищать. Области, которые защищаются.

Области, которые нужно защищать. Области, которые защищаются.

Облегающие доспехи и их слои

800px-Demon-hunter-art1-4

Взглянув на охотника на демонов (Diablo III), вы заметите, что её наплечники и шарф увеличиваются с повышением уровня доспехов, но талия остаётся неизменной. Выглядит так, будто она защищает живот кожаным корсетом, а на остальные части тела навешивает металл, и таким образом доспехи получаются экономичнее. Лично я советую ей обменять сексуальные формы на эффективную защиту. То есть, надеть поддоспешник и, возможно, ещё кольчугу под нагрудник, сделав талию на несколько дюймов толще. Может, автор ни о чём таком и не думал, но на картинке выше демонстрируется, как примерно выглядели бы доспехи командира Каллена из Dragon Age: Inquisition слой за слоем. Структура тяжёлых доспехов показана довольно правдиво, пусть и неплохо было бы добавить слой кожи для смягчения тупых ударов и сделать нагрудник не таким тесным, чтобы в нём можно было двигаться. К сожалению, это значит, что придётся выбирать между стройностью и живучестью в битве.

layers

Высокие каблуки

23FransArmorFinalFantasyXII

Кстати, об охотнике на демонов… Видели хоть раз, как кто-нибудь бегает на каблуках? Носят ли в наше время женщины-военнослужащие туфли-лодочки? Если вы ответили да, а потом нет, то понимаете, к чему я клоню. В противном случае, мне интересно, кто вы и откуда. Вам уже известно, что доспехи нужны для защиты, и что не умирать – хорошо. С учётом этого, держу пари, что большинство женщин готовы променять красивые позы на эффективное передвижение и снижение вероятности увечий. То есть, ни одна женщина с действующим инстинктом самосохранения не пойдёт в бой на каблуках. Если вы намеренно создаёте персонажа, для которого мода важнее собственной жизни, дело ваше. Только, пожалуйста, не наряжайте в такую обувь здравомыслящих женщин. Это попросту бессмысленно. Ах да, на картинке Фран из Final Fantasy XII.

Каблуки будут уместны в единственном случае – при передвижении в седле, ведь есть предположение, что для такой цели они изначально и создавались. Впрочем, вряд ли это было обычной практикой в реальной истории.

Пули? Откажитесь от тяжёлых доспехов

gun

Доспехи из Pillars of Eternity.

Наконец, по аналогии с тем, как с появлением пушек стало бесполезным прятаться за стенами замков, с распространением огнестрельного оружия тяжёлые доспехи становились всё менее эффективной защитой. Зачем таскать на себе 30 кг, если одна пуля пробьёт доспех и всё равно убьёт вас? Короче говоря, улучшенные оружейные технологии привели к замене тяжёлых доспехов на военную форму, которая хотя бы повышает ловкость, раз уж защиты так и так нет.

Заключение

Вы вправе использовать весь полёт своей фантазии при создании персонажей, но если доспехи должны быть реалистичными, в первую очередь задавайтесь вопросом, зачем их владельцу носить именно такие. Немногие люди выбирают что-то наобум – особенно, когда на кону стоит их жизнь. Нужно быть чертовски уверенным в своих бойцовских навыках, чтобы вступать в ближний бой без какой-либо защиты вообще.

Armor for Dummies and/or Game Developers, Gamasutra.

Владимир FrostBite Хохлов frostbite@progamer.ru

Поделиться

Обсудить