Киберспорт не растёт на деревьях
Дорогие читатели, представляем вашему вниманию перевод на наш взгляд очень интересного блога менеджера австралийской команды Nv Gaming Dox’а, посвященный… собственно, тому, что киберспорт не растет на деревьях, не появляется из ниоткуда. О том, что прогейминг – это время и силы, которые могут далеко не всегда возвращаться в денежном эквиваленте, и что об этом нужно помнить.
Ну и о том, что свое увлечение нужно прежде всего любить, а уже потом пытаться выдоить с него наличность. Об этом Dox’у, в том числе за свой счет возившему австралийских старкрафтеров на турниры MLG и IEM, точно есть, что рассказать.
Познавательного чтения!
Вчера я ездил со своей девушкой в аэропорт, забирать её родителей, и в дороге мне выдалось время немного поразмышлять. Среди прочего я думал об ироничности того, что я пишу блог (в рабочее время) о том, как пожертвовал своей карьерой в 2012 году. Возможно, не самый продуманный ход. Но это самый серьёзный вызов в моей жизни. Чтобы добиваться прогресса в киберспорте, свободного времени попросту недостаточно. Мой обычный рабочий день начинается в 6 утра, а когда я прихожу домой, готовлю и сажусь ужинать, на часах уже почти 9 вечера.
Так что у меня не так много возможностей втиснуть в такой график ещё и «работу», связанную с киберспортом (в кавычках, потому что это само по себе смешно звучит, я к этому позже вернусь). Я должен либо тратить 100% своего «досуга», либо находить время посреди дня. Зачастую, когда вы получаете от меня письмо или твит, это значит, что у меня обеденный перерыв, и я пытаюсь выкроить максимум времени.
Сложность в том (особенно в последнее время), что киберспорт заботит меня больше, чем работа. А работа важна. За счёт неё я содержу себя, свою девушку и свою команду. Но для меня она – просто средство для достижения цели, которой я по-настоящему увлечён, пусть и в ущерб себе любимому. Самодостаточность и материальная независимость являются ключевыми элементами в любой киберспортивной деятельности. Будь то содержание команды, проведение игр или даже самостоятельные перелёты (как в случае с Grubby), единое капиталовложение рано или поздно исчерпает себя и тогда останется только надеяться на то, что вы:
- успешно позаботились о резервах/пополнениях (спонсоры, дополнительные инвесторы);
- открыли секрет самообеспечения.
Сейчас это звучит очевидно, но давайте ещё разок пройдёмся по второму пункту. Людям, вроде Grubby, приходится тратить кучу своего времени. Нужно находить время на игру и продолжать совершенствоваться. Вопреки всеобщему убеждению, это означает проводить много времени ВНЕ игры. Просматривать записи игр, следить за стримами, обсуждать теорию с единомышленниками. Затем, требуется время, чтобы продавать себя. Любое стабильное предприятие потребует немалых вложений, чтобы колесо продолжало крутиться. Поэтому Grubby столь активно привлекает сообщество. Он вроде уполномоченного представителя от киберспорта. Но это ещё не всё. Успех и популярность – только два из трёх кусков пирога.
Чтобы стать таким представителем, приходится тратить немало времени. Нужно разузнать необходимые контакты – как правило, людей в маркетинговых отделах. Затем рассылать письма, подкреплённые ворохом впечатляющей статистики и цифрами, убеждающими в окупаемости инвестиций. В большинстве случаев, вас будут игнорировать. Даже не отделаются ответным письмом (Во всяком случае, у меня так и было. Я как-нибудь напишу об этом отдельно. Вообще, эта тема и натолкнула меня на мысли об этой серии статей).
Когда в итоге вы договоритесь с простым маркетологом, он передаст ваши данные боссу, тот будет обсуждать всё со своими коллегами, и весь этот внутренний процесс полностью находится за пределами вашего влияния. Вы можете только уповать на то, что человек, пытающийся продать ваш «продукт», знает, как это правильно сделать.
Итак, вы убедили компанию выделить часть бюджета на вас/ваше мероприятие/вашу команду. Но они будут осторожны. Индустрия ещё только зарождается, значительных предшественников у неё нет. Поэтому никто не вложится по полной в первый же день. Вам придётся начинать с малого, просить мизерные суммы и тратить полгода-год на налаживание отношений с этой организацией. Нужно регулярно докладывать им о своих успехах, демонстрирующих вашу ценность. Если вы правильно разыграете свои карты, они будут поражены значимостью своих вложений. Вот тогда и наступит время пожинать плоды.
Как видите, прежде, чем всё наладится, вас ещё ждёт куча рутины . Вам нужно сразу (и намного) занижать свой ценник, просто, чтобы преодолеть границу недоверия. И я к тому, что это вполне нормально, ведь так? Поставьте себя на их место – разве вы просто так отдали бы свои деньги/ресурсы/время кому-то, кто выглядит многообещающе на бумаге, но на деле себя никак не проявил? Это даже не бизнес, это человеческая природа.
Но с этим фундаментальным процессом и возникают трудности у геймеров/организаций. В киберспорте всегда много жадности и эгоизма. Все думают только «Мне, мне, мне» и «Быстрей, быстрей, быстрей». Чаще всего мы наблюдаем, как многообещающие сделки между организациями и отдельными лицами аннулируются уже в первые месяцы. Всё из-за отсутствия предусмотрительности и терпения, необходимых для преодоления первых преград. Люди видят, как вокруг них все идут к успеху и тоже хотят свой… кусок пирога. Они выстреливают на три месяца и потом не понимают, чем так отличаются от остальных.
В 2011 появилось много амбициозных энтузиастов (и тут у нас снова отдельная тема для другой статьи!), решивших, что они смогут повторить успех Evil Geniuses или Major League Gaming. Они знают, что и как нужно делать, но при этом рассчитывают преодолеть весь путь за считанные месяцы. Они почему-то забывают о ранее описанной рутине, за счёт которой они достигли того, что уже имеют (о текущих проблемах MLG мы, пожалуй, не будем говорить).
Я могу ещё много об этом написать, но думаю, что не обязательно добивать упавшую лошадь. Вы меня и так поняли. Я не раз был частью этого изнурительного процесса. Везде, начиная от онлайн-сообществ и командных лиг и заканчивая WCG и ACL. Это непростая задача. Как правило, требуются несусветные финансовые вложения, прежде, чем ваша затея вообще будет достойна спонсорства. И если всё пройдёт хорошо, то вы сможете выкроить время на поиск перспективных партнёров. Но это всё довольно утопично. Потому что очень трудно успевать грамотно управлять командой/турниром, не говоря уже о поездках по всему городу/стране/миру, для представления своего продукта разным компаниям. И вы можете спросить: «Так может нанять помощника? Почему бы просто не найти человека, который будет заниматься маркетингом вместо тебя?».
Что ж, с этим связано немало сложностей. Как можно быть уверенным наверняка, что твой продукт продают как положено? Нельзя просто пойти в маркетинговую фирму и доверить им продавать «киберспорт». Продукт/индустрия находится на зачаточном этапе развития, так что будет весьма непросто вести дела без глубокого понимания темы. Ну, то есть, взгляните на это изобилие маркетинговых компаний, которые взялись за киберспорт и у них всё получилось. TLS/WCG, хоть кто-нибудь? Кроме того, ты вкладываешь собственное время и деньги. И ты захочешь их отстаивать. Ты не захочешь доверять представление продукта кому-то другому. Другая проблема в том, что бесплатно тебе никто не будет помогать. В смысле, раньше все были добровольцами. А сейчас люди хотят, чтобы им платили за любую х**ню (простите за мат, но тут иначе нельзя). На днях я слышал, что PastryTime (австралийский комментатор League of Legends) начал брать деньги за свои услуги. Я это пока не проверял, так что извиняюсь, если это просто слухи. Но если это правда, тогда перед вами отличный пример того, как не стоит вести дела в этой индустрии.
В реальном мире вполне приемлемо получать компенсацию за потраченные силы и время. Однако в рамках индустрии, которая в глубоком минусе, это просто жадность. Я понимаю, что он звезда, что он заслуживает денег. Но, эй, тысячи таких же, как он, занимаются этим на добровольной основе. Если кто-то САМ ПРЕДЛАГАЕТ вам оплату услуг, тогда – пожалуйста. Но не рассчитывайте всерьёз на внушительные гонорары за сидение перед компьютером и болтовню об игре. Это эгоистично. И вообще, это неуважительно по отношению к индустрии. Такие люди, как DJWheat, оказывали киберспорту неоценимую услугу, работая в ущерб себе, ещё до того, как современные прогеймеры дотронулись до клавиатуры.
В общем ладно, вернёмся к теме. За 10 лет я редко сталкивался с надёжными добровольцами. Вся страсть и амбиции быстро испаряются, когда они понимают, насколько неблагодарен их труд. И разве можно их в этом винить? Игроки и комментаторы тут и там купаются в славе, а о парнишке за кулисами так никто и не узнает. Следующий пример я приводил на подкасте SEA несколько недель назад. Вы знаете группу Metallica? Конечно, знаете. А знаете Джеймса Хетфилда? Возможно, знаете (это их вокалист, гитарист и фронтмен).
А теперь скажите вот что. Кто менеджер этой группы? Кто их агент? Кто координирует их перелёты и туры? Так то. Разница в том, что этим людям платят за их работу, они не добровольцы. В киберспорте такая модель долго не продержится. Ещё разочаровывает то, что БОЛЬШИНСТВО людей лезут в киберспорт только ради (предполагаемых) славы и роскоши. Это то, чем они могут заниматься, не покидая своей уютной комнаты (большую часть времени).
Добровольцы в киберспорте превратились в вымирающий вид – что неудивительно, когда вокруг них комментаторы/игроки/известные персоны становятся всё более успешными. То есть, когда индустрия вроде бы развивается, она на самом деле делает два шага вперёд и один назад. Признаю, что это очень обобщённое заявление, но в большинстве случаев всё так и обстоит. Рассматривая всю индустрию, всегда можно найти исключения, но говоря про StarCraft – вряд ли.
Ладно, опять я немного отошёл от темы. Всё это я ещё с удовольствием освещу в других статьях. Несколько абзацев назад я говорил о том, что даже, если вы прошли через всю предварительную рутину, то ещё не факт, что вас ждёт долгожданная стабильность. Об этом я, наверное, в другой раз поподробней расскажу, потому что:
1) Статья уже выходит чересчур длинной. Я не из тех, кто с лёгкостью придерживается одной темы. Зачастую течение моих мыслей может менять русло по нескольку раз, и потом приходится тонну времени тратить на редактирование.
2) Мне скоро нужно забирать ребят из Nv с аэропорта, а как отвезу их в отель, я завалюсь спать. На другой день я этот текст оставлять не хочу, потому что мыслей у меня ещё много, и он так вообще никогда не увидит свет.
Так что, оставлю, как есть, и поделюсь с вами списком – финансовой составляющей путешествий Nv. Сразу скажу, что я мог бы гораздо, гораздо более тщательно регулировать бюджет. Но это, всё-таки, мои деньги, так что я могу себе позволить не экономить каждую копейку. А вот с чужими деньгами такое уже не пройдёт. Замечу также, что мои собственные перелёты и проживание в командный бюджет не входят. За них я плачу из своего кармана.
ACL Sydney 2012
- Перелёты – Pinder, deth, Dox – $501
- Перелёты – mOOnGLaDe – $255
- Перелёты – YoonYJ – $185
- Проживание – 2 x 3-комн. – $696
APL Sydney Showmatch 2012
- Перелёты – mOOnGLaDe – $230
ACL Melbourne 2012
- Перелёты – mOOnGLaDe, Dox, Livibee – $814
- Перелёты – YoonYJ – $273
- Перелёты – Rossi – $246
- Проживание – 3 x 2-комн. – $1,431
IEM Cologne 2012
- Перелёты – mOOnGLaDe – $1,695
- Проживание – mOOnGLaDe – $293
EB Expo 2012 (Olympic Park обошёлся недёшево)
- Перелёты – mOOnGLaDe, JazBas, Dox – $1,218
- Проживание – 3 x 2-комн. – $2,986
IEM Guangzhou 2012 (После отмены мероприятия мы всё ещё не получили возмещения от ESL)
- Перелёты – mOOnGLaDe – $1,370
- Проживание – mOOnGLaDe – $846
MLG Dallas 2012
- Перелёты – Rossi, deth, Dox, mOOnGLaDe, YoonYJ – $7,795
- Проживание – 3 x 3-комн. – $3,225
MISC 2012
- Толстовки, веб-хостинг, такси, расходка, плата за вход и т.д. – $2,600
* Я не уточнял сроки проживания, иногда это 3 дня, иногда 5. Сами прикидывайте.
** Я мог бы сэкономить КУЧУ денег, если бы захотел. К примеру, не обязательно было останавливаться в Olympic Park на EB Expo. Можно было бы остановиться в пригороде и добираться на поезде/такси. Но я ценю комфорт своих игроков, для которых важно оставаться в одном месте. Впрочем, я разумно продумываю перелёты.
*** Всё это оплачивал я сам. GAMECOM возместил мне $2,500, ещё они оплатили поездку Энди на IEM Poland.
**** По результатам своих инвестиций, GAMECOM заключил с нами ОЧЕНЬ щедрую сделку на второй год.
Ну всё, я в аэропорт. Скоро напишу ещё что-нибудь.