Милиционер из трущоб – обзор Observer

Новости игр, Обзоры игр | |

О том, что Observer делали те же люди, что и прошлогоднюю Layers of Fear, догадаться несложно: такой любви к визионерскому психоделу не проявляет в современном игрострое, наверное, никто. Bloober Team уже второй раз (с половиной, если считать DLC) прямо-таки упиваются ментальными расстройствами своих героев, рассказывая истории посредством болезненных, ужасных образов, рождаемых изувеченным сознанием. Хоррор для них – это пространственные галлюцинации, смешение реального с вымышленным и фрагментарность действа, граничащая с безумием.

И тот факт, что на смену викторианским декорациям пришел искрящий неоном киберпанк, на фирменную методику авторов повлиял не так сильно, как временами хотелось бы.

На закате XXI века в хмурой Польше дела идут, мягко говоря, не очень. Переживший разрушительный конфликт народ оказался под колпаком огромной корпорации с сомнительными моральными установками и был разделен на классы. С легкой руки местного Большого Брата общество стало слоеным пирогом из элиты, среднего звена – и отребья, брошенного влачить свое жалкое существование в охваченных футуристической чумой трущобах. Это там, в грязи и пестрой фальшивой пропаганде, живут и умирают ветераны войны, бывшие преступники, малообеспеченные семьи и просто забытые «верхами» люди.

И там же начинается долгая ночь Даниэля Лазарски, нейродетектива полиции Кракова. Ведомый личным расследованием, он оказывается в эпицентре карантинной зоны, без связи с внешним миром и один на один с ее обитателями. Отнюдь, однако, не агрессивными, несмотря на жанровую принадлежность игры.

В полуразвалившемся жилом комплексе, конечно, не все рады видеть околачивающегося на пороге сыщика, но прямой угрозы для вас никто тут не представляет. Напротив, у каждой двери можно завести довольно продолжительную беседу, выуживая как полезную для дела информацию, так и занимательные факты о происходящем вокруг. О том, например, что среди по уши аугментированных поляков есть противники имплантов как таковых, сохранившие глубоко религиозный взгляд на человеческую природу. Или что в квартире напротив некий доктор тайком выращивает органы для тяжелобольных детей – а чуть дальше по коридору зреет заговор против нынешнего правительства. Жизнь кипит даже там, где для нее есть лишь самый минимум условий.

Почти все ваши собеседники общаться предпочитают через домофон

Увидеть все это позволяет открытая структура локаций – пожалуй, наиболее примечательная черта Observer. Хотя назвать прям уж свободным клаустрофобный мирок, в котором застрял главный герой, язык не поворачивается, но он допускает исследование в разумных для такого проекта рамках, что крайне полезно для правильной экспозиции. Благодаря целому ряду побочных заданий здесь достаточно информации, чтобы исчерпывающе ответить на самые каверзные вопросы, и достаточно крохотных историй, чтобы заставить игрока поверить в увиденное.

Правда, плата за удовольствие соответствующая. Игра то и дело сама путается в своем сценарии, теряет нить событий и подкидывает куски сюжета раньше времени. Запрятанные в тесных интерьерах триггеры, к примеру, частенько срабатывают без малейшего на то повода, срезая целые сцены, их предваряющие. Не потеряться в хитросплетениях повествования из-за этого иной раз довольно трудно.

Но Observer действительно нужна была эта камерная нелинейность. За ее счет игра успевает на удивление емко порассуждать на множество любопытных и глобальных тем – в отличие от Layers of Fear, которая держала в фокусе классическую драму одного человека. Теперь под прицелом целый букет социальных и нравственных недугов, типичных для антиутопических полотен. Разумеется, о сегрегации, корпоратократии, искусственном интеллекте, отделении, копировании и перемещении сознания каких только разговоров уже не было – территория это давно исследованная и изрытая куда глубже, чем копнули Bloober Team, однако лишним их слово не ощущается. Скорее, связующим и актуализирующим все то, о чем предупреждали более светлые умы.

И в моменты, когда интеллектуальное начало довлеет над всем остальным, Observer вызывает самые сильные эмоции. Она, как и SOMA, переносит ужас в воображение игрока, позволяет ему часами вариться в одном котле с мыслями из разряда «что же с нами стало» – и предаваться самым страшным фантазиям насчет того, что же с нами станет.

Картинам, пускай и голографическим, даже здесь покоя нет

А бывают, к сожалению, эпизоды откровенно плохие, когда улетучиваются любые намеки на вышеописанное. Тот самый психодел, на котором здорово выехала Layers of Fear и от которого не менее здорово страдает ее утонченная родственница.

Дело в том, что товарищ Лазарски – полицейский не простой, а с прибором для подглядывания в чужие головы. Исключительно в профессиональных целях, естественно. Если дедовским способом восстановить картину происшествия не удается, Даниэль подключается к чипу на затылке ближайшего свидетеля или потерпевшего – и отправляется в ураганный трип по его сознанию. Учитывая, какие личности населяют трущобы игрового Кракова, ничего хорошего там ждать не приходится.

Надо признать, Layers of Fear в этом плане была исполнена намного логичнее и последовательнее. Когда там ускользала из-под ног реальность, тому вторил мотив путешествия по слетевшему с катушек внутреннему миру художника. Когда в кадре появлялись картины или менялось убранство дома – то нередко были символы, изящные аллюзии на скрываемую до самого финала судьбу героя. Игра хоть и представляла собой нескончаемый поток безумия, в нем чувствовалась какая-то интрига, повествовательный вес, что ли.

Вставки с цифровыми кошмарами в Observer – откровенная показуха. Нагромождение нарочито и бессмысленно гротескных образов, обильно политых спецэффектами, которыми здесь чаще злоупотребляют, нежели пользуются по назначению. Да, отдельные сцены и правда запоминаются благодаря яркой подаче (как, например, детские воспоминания одного из персонажей), но гораздо больше случаев, когда приходится наощупь продвигаться по одновременно светящемуся, плывущему, истошно вопящему и хаотично пульсирующему месиву без всякой смысловой нагрузки.

Ах, да, от монстриков тоже побегать заставят. Традиционно скверный хоррорный стелс, к которому базовая механика игры даже не пытается приспособиться, засунули и сюда – благо в заметно меньших пропорциях, чем обычно. Разработчики, должно быть, и сами понимали, что такую пытку мало кто вытерпит.

Вот оно, настоящее “Помутнение”

Вдобавок ко всему, фишка с «просмотром» памяти каждого встречного – предельно ленивый сценарный ход для детектива, коим Observer периодически хочет казаться. У Лазарски есть вполне себе прагматичный (по меркам 2084 года) инструментарий для сканирования улик, но требуется он дай бог в 10% ситуаций, остальное время болтаясь ненужным придатком. Престарелый психонавт все равно в конце концов залезет в очередной чип и увидит все спойлеры своими глазами, хоть ты тресни.

Как следствие, многие сюжетные повороты кажутся какими-то неестественными и притянутыми за уши – потому что ты не разгадываешь тайну самостоятельно, а черпаешь готовые факты из малоинтерактивного видеоряда. Будь у игры полноценная, тщательно прописанная детективная линия, пробираться к финалу было бы в разы интереснее.

В общем, странно получилось. Как и отбегавший свое по лезвиям Рутгер Хауэр на озвучке протагониста, Observer то попадает прямо в точку, то безбожно фальшивит, вызывая сонливость вперемешку с недоумением. Идейно, художественно и эстетически новая игра Bloober Team явно взрослее предшественницы – но тем острее ощущается нехватка столь же остроумных геймдизайнерских находок, способных подкрепить благие начинания.

Тем не менее первые ласточки интеллектуального хоррора продолжают успешно взлетать, и это не может не радовать. Хочется верить, что это и в самом деле новый вектор развития жанра, которого будут придерживаться многие.

Observer
Observer
Дата выхода:
15 августа 2017
Издатель:
Aspyr
Разработчик:
Bloober Team
Жанры:
Adventure
Платформы:
PC / PS4 / Xbox One
В рейтинге игр:
454 место
Оценка редакции:
77 %
Стоит играть? (Если оценка больше 70%)
Да

Поделиться

Обсудить