Виртуальная эмпатия: Обмен телами и смена мышления

Технологии и рынок | |

Мы полагаемся на собственные глаза и собственные ноги, чтобы бродить по миру и изучать его. Но в то же время мы способны чувствовать эмпатию. Мы можем стать кем угодно и чем угодно.

Убежден, что для свиданий умение плавно преображаться (морфинг) станет не менее важным, чем умение целоваться.

Когда вы находитесь в виртуальной реальности, вы можете заметить нечто необычное, хотя ничто вас к этому не подталкивает: вы больше не ощущаете физическое тело. Ваш мозг принял аватар за ваше тело. Единственным различием между вашим телом и реальностью, в которой вы находитесь, является то, что вы уже знаете, как контролировать свое тело, так что это происходит автоматически и подсознательно.

На самом деле из-за гомункулярной гибкости любая часть реальности могла бы стать частью вашего тела, если бы вы подключили элементы программного обеспечения таким образом, чтобы мозг мог ее легко контролировать. Может, если вы пошевелите пальцами на ногах, облака на небе тоже покачаются. И вы начнете ощущать их как часть своего тела. Все составляющие виртуального мира становятся взаимозаменяемыми по сравнению с миром реальным. И это ведет к откровению.

Тело и вся реальность больше не имеют определенных границ. Тогда что вы такое в данной точке пространства? Вы плывете в нем как в центре этого мира. Вы замечаете, что существуете, поскольку что еще может происходить? Я думаю о виртуальной реальности как о машине для обнаружения существования.

Джарон Ланир, – Вы не гаджет. Манифест, 2011

Представляя себя на месте другого человека, мы можем осознать схожесть испытываемых эмоций, при этом проводя черту между своим и чужим опытом.

Такое повседневное чтение мыслей закладывает основы для продуктивного взаимодействия и сотрудничества, поскольку позволяет согласовать эмоциональный опыт людей в определённой ситуации с собственным опытом и соответственно координировать свои действия.

Литература, кино, театр и музыка позволяют сопереживать не только настоящим людям, которых мы встречаем, но и вымышленным персонажам, живущим в другом месте, времени и даже в других социальных условиях. Изображая их мысли и чувства, художественные произведения дают нам возможность прикоснуться к жизни, опыту и миру очень далёких от нас людей.

Сегодня у нас появился новый, быть может, революционный способ использования технологий для лучшего понимания других людей: виртуальная реальность.

Виртуальная реальность – машина для эмпатии?

По сравнению с медиа прошлых лет, у виртуальной реальности есть отличительные характеристики, обеспечивающие ей небывалый потенциал. Воздействуя на несколько органов чувств (при помощи звука, трёхмерного окружения и физического контакта), виртуальная реальность способствует более глубокому погружению в происходящее.

Она не только предоставляет нам окружение с богатыми возможностями взаимодействия, но и позволяет взаимодействовать с реальным окружением, распознавая в его рамках некоторые движения. В отличие от книг или фильмов, виртуальная реальность берёт в расчёт само тело пользователя.

Наконец, тогда как большинство других медиа воспринимаются наблюдателем в рамках обычной реальности, виртуальная реальность предлагает нашему восприятию альтернативу. Отслеживая входящие сигналы от пользователя, виртуальная реальность помогает нам временно забыть о той реальности, в которой осталось наше тело.

Покидая на время нашу реальность, мы ощущаем своё присутствие в виртуальной среде и отождествляем себя с аватаром, даже когда это выходит за рамки возможного в реальном мире. Именно поэтому пользователь способен чувствовать тело куклы Барби своим собственным и даже принимать дополнительную конечность как часть своего тела.

Если бы можно было поменяться телами…

Учёные из BeAnotherLab решили использовать данный потенциал. Проводя эксперименты, сочетающие виртуальную реальность с актёрской игрой и нейрологическими исследованиями, они стремятся стимулировать эмпатию у пользователя, позволяя ему «очутиться в чужом теле».

Актёр имитирует действия пользователя в реальном времени и делится своей историей. Звук и видео передаются на Oculus Rift, и пользователь наблюдает происходящее от лица актёра с минимальной задержкой.

В одной из ситуаций пользователь смотрит на мир глазами Мерсе, женщины-колясочника, демонстрирующей свою повседневную жизнь с ограниченными возможностями.

В другом эксперименте на мужчину и женщину надевают VR-шлем вместе с камерой, причём сигнал с камеры подаётся на другой шлем. Синхронизируя свои движения, оба могут представить себя в теле другого.

Поскольку подобный обмен впечатлениями ведёт к сопереживанию и заинтересованности в других, эти эксперименты подчёркивают и подтверждают потенциал виртуальной реальности для стимулирования эмпатии к людям с отличающимся образом жизни.

Использование виртуальной реальности для создания лучшего мира

Не менее важно, что виртуальная реальность способствует сглаживанию негативных межличностных отношений (например, посредством нахождения в теле чернокожего), и исследования также показывают, что она может стимулировать просоциальное поведение.

Эксперименты уже дают впечатляющие результаты, однако некоторые вопросы остаются открытыми:

Если эмпатия требует умения отделять собственный опыт от имитируемых переживаний, не заходит ли виртуальная реальность слишком далеко, помещая пользователя в альтернативный мир так, будто он действительно там оказался?

Как виртуальная реальность будет бороться с вероятностью возникновения дискомфорта и тревоги в случае, когда разница между реальным опытом и эмпатией станет слишком размытой и пользователь почувствует себя частью виртуального окружения?

Каким образом виртуальная реальность должна в достаточной мере мотивировать пользователя на просоциальные действия, не переусердствуя при этом?

И как долго будет длиться эффект эмоциональной и когнитивной эмпатии, возникший вследствие виртуального опыта?

Возможно ли изменить поведение и взгляды человека в долгосрочной перспективе?

Основы создания виртуальной реальности

Обзор HTC Vive

Обзор первой потребительской версии Oculus Rift

Поделиться

Обсудить