Обзор Tobii Eye Tracker 4C

Hardware, Обзоры Hardware | |

Вы никогда не задумывались о потенциале человеческого глаза в роли игрового контроллера? Представьте только, как здорово было бы в мгновение ока отдавать приказы отрядам или сортировать свежевыбитый лут в безразмерном инвентаре. Или, допустим, испепелять противников своим убийственным взглядом. Ну, или просто стыдливо отводить наглые зенки, надувая очередного торговца из Пустоши. Подумаешь, всего-то на пару крышек обдурил…

Фантастика, говорите? А теперь вспомните, что мы живем в мире, где на головах носят маленькие телевизоры и называют это виртуальной реальностью. Здесь хватает идей побезумнее.

Пустив в ход инфракрасную магию, шведы из Tobii взяли да сделали EyeX, чудо-прибор для считывания направления взгляда пользователя. И хотя пригодился он по большей части лишь фанатам симуляторов, сам факт его существования стал сильным заявлением. Глаза не просто приемник информации – они могут и должны принимать непосредственное участие в игровом процессе.

Eye Tracker 4C же, будучи усовершенствованным продолжателем дела EyeX, выступает еще и как попытка привить технологию совсем уж массовым массам. Новую модель и обновлениями балуют куда чаще, и рекламой обкладывают со всех сторон, и свежими играми подкрепляют с самого релиза – большинство революций-однодневок до такого не доживает. Компания, должно быть, твердо уверена в том, что в сфере гейминга ее ждет светлое будущее.

Вот мы и решили, кхм, посмотреть, что это будущее нам готовит.

Что в коробке?!

Знаю, судить по обложке нельзя, но в случае с 4C этим правилом невольно пренебрегаешь. Измененная упаковка – отличный показатель «взросления» устройства. Вместо неоднозначной розовой палитры предшественницы теперь более нейтральное сочетание голубого и черного, которое, как ни крути, с содержимым вяжется лучше. У нас ведь там не эмо-пудреница, а настоящий хай-тек!

Внутри никаких сюрпризов не оказалось. За вычетом мануалов, комплект включает в себя лишь само устройство и два крепления к нему.

Нельзя не похвалить визуальную легкость модели. При сравнении с EyeX становятся очевидны ошибки в дизайне последнего, в частности – массивные квадратные формы, перенимавшие на себя часть внимания. 4C компактнее и округлее, благодаря чему в глаза не бросается совсем. Трекер практически сливается с рамкой монитора, и лишь сдержанный логотип Tobii на однотонной мордашке ненавязчиво напоминает о себе.

Тогда как внешне девайс изрядно похорошел, его конструкция претерпела неудачную реформу. Раньше провод для подключения к компьютеру был отсоединяемым, сейчас же он намертво зафиксирован в корпусе. Плохо это сразу по двум причинам: во-первых, кабель оказался жестким и чудовищно непослушным; во-вторых – его отчего-то укоротили вдвое. 80-сантиметрового отростка хватает для ноутбука, а вот для большинства настольных ПК он не годится.

Справедливости ради, разработчики компенсировали эту оплошность метровым USB-удлинителем, прилагаемым к каждому экземпляру. При его использовании суммарная длина становится равна прежней, но все же решение проблемы кабель-менеджмента получилось своеобразное.

Впрочем, это не последняя и отнюдь не главная странность устройства.

Установка и калибровка

Вопреки всем страхам, установить Eye Tracker 4C оказалось проще простого. Крепление представляет собой металлическую пластинку с чем-то вроде двухстороннего скотча на стороне, прилегающей к монитору. Приклеивается она быстро и надежно, поэтому следует заранее наметить расположение устройства.

Хорошим ориентиром служит логотип на мониторе. Производители обычно скромничать не любят и выводят его на самую середину лицевой рамки – аккурат туда, где должно быть крепление. Смело залепляйте наглую пропаганду всяких там «элджи» да «эйсеров», а после достаточно просто поднести трекер к пластинке. Магниты на тыльной его стороне сами знают, что делать.

Не скажу, что место для сенсора выбрано удачное. В моем случае он затруднил доступ к некоторым кнопкам настройки дисплея, а вышеупомянутый провод периодически перекрывал изображение в углу экрана. Было бы разумно учесть разнообразие моделей на рынке и, например, предоставить возможность закрепить 4C в верхней части, на манер веб-камеры.

Ну, и смущает сам способ фиксации. В случае чего отковырять все это дело, не повредив крепления или монитор, крайне проблематично. Даже если удастся не погнуть пластинку, клейкая поверхность вряд ли будет пригодна для повторного использования.

В комплекте есть запасная деталь, но это ничего не меняет. Хорошо, один раз сменить дисплей инженеры Tobii еще разрешают, а… э-э… А потом-то что? Потом, судя по всему, придется положиться на тюбик жидких гвоздей и собственные очумелые ручки. Либо это такой прозрачный намек на длительность жизненного цикла 4C, либо банальный недочет проекта.

Программная настройка тоже порадовала быстротой. Официальный софт всего-то и попросит показать ему, где именно находится трекер, да уделить несколько секунд на калибровку. Затем можно сразу отправиться в любимые игры – или остаться на коротенькую демонстрацию функционала, отстреливая астероиды и разглядывая инопланетян.

Момент знакомства, правда, был омрачен: к концу презентации я почувствовал легкое напряжение в глазах, которое через несколько минут переросло в ощутимую головную боль. Сложно сказать, виноват ли в этом трекер, однако после перерыва неприятные ощущения сошли на нет.

Это я. Привет!

Разработчики гарантируют, что такое если и случается, то исключительно на этапе калибровки, когда пользователь перестает вести себя естественно и почем зря перенапрягает глаза. Должно быть, так и есть – калибровал я в тот день очень и очень много, пробуя разные профили и сравнивая результаты. Последующие испытания, уже в игровых условиях, подобных неудобств не вызывали.

Тесты

Прежде чем приступать к самому интересному, мне хотелось проверить трекер на совместимость с наиболее распространенными вредными привычками. Оказалось, облокачиваться на стол и блаженно растекаться в кресле он почти не позволяет ввиду довольно ограниченной рабочей области. С другой же стороны, это более-менее помогает держать осанку перед компьютером. Пускай хоть кто-то за ней следит.

Хотя я постоянно норовлю уткнуться носом в монитор из-за далеко не образцового зрения. На оптимальной для сенсора дистанции в 75 сантиметров мелкие детали на экране мне уже не разглядеть. Пришлось щуриться – и тут-то 4C дал слабины. Положение глаз он не потерял, но угадать, куда смотрит доморощенный Клинт Иствуд, ему чрезвычайно трудно.

Зато ни очки, ни линзы не мешают красноглазому «Кинекту» делать свое дело, как и не смущает его наличие лишь одного глаза в рабочем пространстве.

А теперь – вперед, виртуальные просторы ждут!

Основной и повсеместной фишкой Eye Tracker 4C в играх является Extended View. Она добавляет камере ненавязчивый эффект панорамирования, смещая ее каждый раз, когда взгляд игрока приближается к границе экрана.

Найти этой функции практическое применение не удалось при всем желании – в играх попросту нет таких ситуаций, когда сдвинуть перспективу было бы выгоднее, чем повернуть камеру мышкой или движением стика. Зато на погружении в виртуальный мир она сказывается самым положительным образом, особенно в проектах с видом от первого лица. Когда взгляд протагониста Dying Light или Deus Ex: Mankind Divided синхронизирован с твоим, создается впечатление, будто ты действительно смотришь на происходящее, а не воспринимаешь плоскую картинку.

Той же цели служит Clean UI, этакий «интерфейс по запросу». Все радары, счетчики патронов, напоминания и цели миссии становятся прозрачными и всплывают только при непосредственном зрительном обращении к ним.

Лучше всего этот трюк работает с играми от Ubisoft, которые любят захламлять экран десятками оповещений и меню – слишком информативными, чтобы их отключать, но достаточно назойливыми, чтобы раздражать. Трекер стал в данном вопросе долгожданным компромиссом: что Assassin’s Creed Syndicate, что Ghost Recon Wildlands заметно преобразились, избавившись от контекстных подсказок об управлении. А если какая-то кнопка забылась, нужно всего лишь глянуть в угол экрана.

Намного более полезная вещь – прицеливание взглядом. Правда, беспрецедентной точности от сенсора ждать не стоит. В theHunter: Call of the Wild, например, он исправно направляет прицел в примерную область вашего взгляда, но доводиться приходится вручную. Если вы много играете в шутеры, то велика вероятность, что отточенным движением мыши наведетесь гораздо быстрее и точнее.

Глаза же пригодятся тогда, когда прямого контроля над прицелом нет или он, гм, оставляет желать лучшего. Как, скажем, в случае с метательными предметами. Господи, как же я ненавижу метательные предметы в экшенах от третьего лица. Вязкое прицеливание, дуга траектории полета… фу! Признаюсь – в Rise of the Tomb Raider я ни одного кирпича за всю игру не бросил.

Eye Tracker 4C сводит это к секундному делу. Схватил нужный предмет, посмотрел в дальнюю даль, нажал кнопку – и все. Чертов кирпич уже летит отвлекать кого надо и куда надо. Особой точности, как в случае со стрельбой, здесь не требуется, потому и результаты радуют каждый раз.

Всевозможные разновидности «магнитных» прицелов трекер также превращает в сказку. Больше не нужно плясать вокруг стола, чтобы среди кучи хлама выудить батарейку в Mankind Divided, или хаотично вращать стиком, чтобы (не очень умная) камера Syndicate поняла, за какой уступ ты хочешь зацепиться и на каком враге сфокусироваться. Все эти действия выполняются интуитивно и с похвальной четкостью.

Tobii также активно продвигали управление круговыми меню при помощи взгляда, но механика из этого получилась спорная. Если в аугментированных карманах Дженсена ковыряться глазами еще относительно удобно, то вот пользоваться колесом приказов в Wildlands таким образом – сущая мука. Запрашивать минометные обстрелы, глядя на соответствующую иконку, очень круто, но это противоречит необходимости видеть, куда, собственно, миномет будет палить. Сколько я ни пытался, все казалось, что вот-вот заработаю себе косоглазие, а артподдержка каждый раз летела мимо.

Все это замечательно – но хочется чего-нибудь поинтереснее, верно? Такого, чтоб глаза тоже играли. Пока что самый оригинальный финт с трекером выдали поляки в своей Dying Light: там взгляд игрока, среди прочего, провоцирует зомби на агрессию. Это замечательный добавочный челлендж, и надеюсь, что впоследствии подобные идеи будут появляться чаще.

Основное функциональное отличие Eye Tracker 4C от EyeX – отслеживание не только взгляда, но и движений головы. Пожалуй, от хедтрекинга как раз и остались самые яркие впечатления, потому что это фактически виртуальная реальность минус телевизор на голове.

Представить Elite: Dangerous без трекера уже невозможно. Он настолько облегчает управление кораблем, что стандартная схема начинает казаться неуклюжим пережитком прошлого. Игрок уже не привязан к отдельным элементам интерфейса, а волен свободно оперировать бортовыми компьютерами, не отвлекаясь от происходящего снаружи.

И это не говоря о том, что возможность повертеть головой в открытом космосе сама по себе стоит того!

У Tobii эта технология названа Infinite Screen и вынесена в отдельное приложение с кипой всевозможных настроек. Утилита позволяет регулировать чувствительность отслеживания взгляда, движений головы, переключаться между режимами трекинга, настраивать углы поворота и многое другое. Симуляторы, как видно, у разработчиков все еще в почете.

Все остальные функции девайса, кстати, тоже настраиваются прямо в играх. Не ахти какое достижение, но переоценить его трудно, если какой-либо элемент доставляет неудобства.

Примечательно, что в 4C встроен свой чип для обработки сигнала, поэтому ресурсы системы он берет по минимуму. Разница в производительности со включенным сенсором если и есть, то на глаз заметить ее не удается.

Но сильнее меня волновал другой вопрос: как скачки фреймрейта в играх повлияют на работу трекера? Я не из тех, кто жертвует качеством картинки в погоне за безупречной производительностью, и чаще предпочитаю играть при 45-50 кадрах в секунду, чем любоваться «лесенками». Для устройства от Tobii это, к счастью, большой проблемой не стало: скорость и точность отклика оставались на высоте во всех протестированных играх. Кроме одной.

Оптимизацию Syndicate при всем желании отличной не назовешь, но к нашему гостю у игры какая-то особая неприязнь. Даже незначительные перепады производительности приводили к тому, что камера начинала отставать от взгляда на добрых несколько секунд, а то и вовсе залипать в одном положении. Помогали самые дикие методы – от лихорадочного разглядывания облаков до переключения в оконный режим и обратно.

Выходит, что в отдельных играх непривередливым пользователям все же придется идти на уступки и снижать настройки графики, дабы обеспечить трекеру безупречные условия для работы.

Помимо интерактивных развлечений, Eye Tracker 4C интегрирован и в работу Windows, но, откровенно говоря, он только усложняет повседневные и давно заученные действия. Намного проще и быстрее несколько раз прожать Alt+Tab, чем сверлить взглядом меню переключения окон. Учитывая, что иногда последний как будто выпадает из фокуса трекера, тратить на это время не стоит совсем.

Заключение

После недели жизни с «Тобии» (иииии!) скажу – мне понравилось. В нем не все работает так, как задумано, и не все задумано так, как нужно было, однако впечатления остались сугубо положительные.

Eye Tracker 4C вряд ли станет обязательным инструментом в арсенале современного геймера, но роль средства, упрощающего «общение» с виртуальными мирами, он выполняет беспрекословно. Хватит пары дней, чтобы привыкнуть ко всем его функциям настолько, чтобы возвращаться к стандартному управлению уже не захотелось.

И тот факт, что трекер не замещает, а дополняет существующие контроллеры, только играет ему на руку. Да, это нечто совершенно новое – но оно прекрасно дружит со старым. И благодаря этому имеет гораздо больше шансов на успех, чем прочие революционеры.

Единственная серьезная преграда к активному использованию устройства на данный момент – небольшой список поддерживаемых игр. Впрочем, Tobii неустанно работают над его расширением, и к общему делу чуть ли не еженедельно подключаются новые проекты. Недавние theHunter и Ghost Recon Wildlands – отличный тому пример.

Стоит отметить, что пользователи с прямыми руками тоже без дела не сидят. На официальном канале в Discord неоднократно мелькали разговоры о самодельных скриптах, при помощи которых Eye Tracker 4C работает в Star Citizen и Dishonored 2. Внедрение пока проходит на базовом уровне, позволяющем, скажем, выглядывать из-за угла наклоном головы, но сама по себе возможность кастомизации звучит многообещающе.

Плюсы:

  • Игровой опыт, близкий к виртуальной реальности;
  • Дополнение к привычным методам управления, а не их замещение;
  • Простота установки и настройки;
  • Возможность пользовательских модификаций;
  • USB-удлинитель в комплекте.

Минусы:

  • Скромный ассортимент поддерживаемых игр;
  • Нагрузка на глаза в первые дни пользования;
  • Жесткий и неудачно расположенный провод;
  • «Одноразовый» дизайн креплений.

Иными словами, будущее все-таки стоит того, чтобы уже сейчас взглянуть на него хотя бы одним глазком.

Поделиться

Обсудить