ProGamer
×

Обзор Tobii Eye Tracker 4C


Вы никогда не задумывались о потенциале человеческого глаза в роли игрового контроллера? Представьте только, как здорово было бы в мгновение ока отдавать приказы отрядам или сортировать свежевыбитый лут в безразмерном инвентаре. Или, допустим, испепелять противников своим убийственным взглядом. Ну, или просто стыдливо отводить наглые зенки, надувая очередного торговца из Пустоши. Подумаешь, всего-то на пару крышек обдурил…

Фантастика, говорите? А теперь вспомните, что мы живем в мире, где на головах носят маленькие телевизоры и называют это виртуальной реальностью. Здесь хватает идей побезумнее.

Пустив в ход инфракрасную магию, шведы из Tobii взяли да сделали EyeX, чудо-прибор для считывания направления взгляда пользователя. И хотя пригодился он по большей части лишь фанатам симуляторов, сам факт его существования стал сильным заявлением. Глаза не просто приемник информации – они могут и должны принимать непосредственное участие в игровом процессе.

Eye Tracker 4C же, будучи усовершенствованным продолжателем дела EyeX, выступает еще и как попытка привить технологию совсем уж массовым массам. Новую модель и обновлениями балуют куда чаще, и рекламой обкладывают со всех сторон, и свежими играми подкрепляют с самого релиза – большинство революций-однодневок до такого не доживает. Компания, должно быть, твердо уверена в том, что в сфере гейминга ее ждет светлое будущее.

Вот мы и решили, кхм, посмотреть, что это будущее нам готовит.

Что в коробке?!

Знаю, судить по обложке нельзя, но в случае с 4C этим правилом невольно пренебрегаешь. Измененная упаковка – отличный показатель «взросления» устройства. Вместо неоднозначной розовой палитры предшественницы теперь более нейтральное сочетание голубого и черного, которое, как ни крути, с содержимым вяжется лучше. У нас ведь там не эмо-пудреница, а настоящий хай-тек!

Внутри никаких сюрпризов не оказалось. За вычетом мануалов, комплект включает в себя лишь само устройство и два крепления к нему.

Нельзя не похвалить визуальную легкость модели. При сравнении с EyeX становятся очевидны ошибки в дизайне последнего, в частности – массивные квадратные формы, перенимавшие на себя часть внимания. 4C компактнее и округлее, благодаря чему в глаза не бросается совсем. Трекер практически сливается с рамкой монитора, и лишь сдержанный логотип Tobii на однотонной мордашке ненавязчиво напоминает о себе.

Тогда как внешне девайс изрядно похорошел, его конструкция претерпела неудачную реформу. Раньше провод для подключения к компьютеру был отсоединяемым, сейчас же он намертво зафиксирован в корпусе. Плохо это сразу по двум причинам: во-первых, кабель оказался жестким и чудовищно непослушным; во-вторых – его отчего-то укоротили вдвое. 80-сантиметрового отростка хватает для ноутбука, а вот для большинства настольных ПК он не годится.

Справедливости ради, разработчики компенсировали эту оплошность метровым USB-удлинителем, прилагаемым к каждому экземпляру. При его использовании суммарная длина становится равна прежней, но все же решение проблемы кабель-менеджмента получилось своеобразное.

Впрочем, это не последняя и отнюдь не главная странность устройства.

Установка и калибровка

Вопреки всем страхам, установить Eye Tracker 4C оказалось проще простого. Крепление представляет собой металлическую пластинку с чем-то вроде двухстороннего скотча на стороне, прилегающей к монитору. Приклеивается она быстро и надежно, поэтому следует заранее наметить расположение устройства.

Хорошим ориентиром служит логотип на мониторе. Производители обычно скромничать не любят и выводят его на самую середину лицевой рамки – аккурат туда, где должно быть крепление. Смело залепляйте наглую пропаганду всяких там «элджи» да «эйсеров», а после достаточно просто поднести трекер к пластинке. Магниты на тыльной его стороне сами знают, что делать.

Не скажу, что место для сенсора выбрано удачное. В моем случае он затруднил доступ к некоторым кнопкам настройки дисплея, а вышеупомянутый провод периодически перекрывал изображение в углу экрана. Было бы разумно учесть разнообразие моделей на рынке и, например, предоставить возможность закрепить 4C в верхней части, на манер веб-камеры.

Ну, и смущает сам способ фиксации. В случае чего отковырять все это дело, не повредив крепления или монитор, крайне проблематично. Даже если удастся не погнуть пластинку, клейкая поверхность вряд ли будет пригодна для повторного использования.

В комплекте есть запасная деталь, но это ничего не меняет. Хорошо, один раз сменить дисплей инженеры Tobii еще разрешают, а… э-э… А потом-то что? Потом, судя по всему, придется положиться на тюбик жидких гвоздей и собственные очумелые ручки. Либо это такой прозрачный намек на длительность жизненного цикла 4C, либо банальный недочет проекта.

Программная настройка тоже порадовала быстротой. Официальный софт всего-то и попросит показать ему, где именно находится трекер, да уделить несколько секунд на калибровку. Затем можно сразу отправиться в любимые игры – или остаться на коротенькую демонстрацию функционала, отстреливая астероиды и разглядывая инопланетян.

Момент знакомства, правда, был омрачен: к концу презентации я почувствовал легкое напряжение в глазах, которое через несколько минут переросло в ощутимую головную боль. Сложно сказать, виноват ли в этом трекер, однако после перерыва неприятные ощущения сошли на нет.

Это я. Привет!

Разработчики гарантируют, что такое если и случается, то исключительно на этапе калибровки, когда пользователь перестает вести себя естественно и почем зря перенапрягает глаза. Должно быть, так и есть – калибровал я в тот день очень и очень много, пробуя разные профили и сравнивая результаты. Последующие испытания, уже в игровых условиях, подобных неудобств не вызывали.

Тесты

Прежде чем приступать к самому интересному, мне хотелось проверить трекер на совместимость с наиболее распространенными вредными привычками. Оказалось, облокачиваться на стол и блаженно растекаться в кресле он почти не позволяет ввиду довольно ограниченной рабочей области. С другой же стороны, это более-менее помогает держать осанку перед компьютером. Пускай хоть кто-то за ней следит.

Хотя я постоянно норовлю уткнуться носом в монитор из-за далеко не образцового зрения. На оптимальной для сенсора дистанции в 75 сантиметров мелкие детали на экране мне уже не разглядеть. Пришлось щуриться – и тут-то 4C дал слабины. Положение глаз он не потерял, но угадать, куда смотрит доморощенный Клинт Иствуд, ему чрезвычайно трудно.

Зато ни очки, ни линзы не мешают красноглазому «Кинекту» делать свое дело, как и не смущает его наличие лишь одного глаза в рабочем пространстве.

А теперь – вперед, виртуальные просторы ждут!

Основной и повсеместной фишкой Eye Tracker 4C в играх является Extended View. Она добавляет камере ненавязчивый эффект панорамирования, смещая ее каждый раз, когда взгляд игрока приближается к границе экрана.

Найти этой функции практическое применение не удалось при всем желании – в играх попросту нет таких ситуаций, когда сдвинуть перспективу было бы выгоднее, чем повернуть камеру мышкой или движением стика. Зато на погружении в виртуальный мир она сказывается самым положительным образом, особенно в проектах с видом от первого лица. Когда взгляд протагониста Dying Light или Deus Ex: Mankind Divided синхронизирован с твоим, создается впечатление, будто ты действительно смотришь на происходящее, а не воспринимаешь плоскую картинку.

Той же цели служит Clean UI, этакий «интерфейс по запросу». Все радары, счетчики патронов, напоминания и цели миссии становятся прозрачными и всплывают только при непосредственном зрительном обращении к ним.

Лучше всего этот трюк работает с играми от Ubisoft, которые любят захламлять экран десятками оповещений и меню – слишком информативными, чтобы их отключать, но достаточно назойливыми, чтобы раздражать. Трекер стал в данном вопросе долгожданным компромиссом: что Assassin’s Creed Syndicate, что Ghost Recon Wildlands заметно преобразились, избавившись от контекстных подсказок об управлении. А если какая-то кнопка забылась, нужно всего лишь глянуть в угол экрана.

Намного более полезная вещь – прицеливание взглядом. Правда, беспрецедентной точности от сенсора ждать не стоит. В theHunter: Call of the Wild, например, он исправно направляет прицел в примерную область вашего взгляда, но доводиться приходится вручную. Если вы много играете в шутеры, то велика вероятность, что отточенным движением мыши наведетесь гораздо быстрее и точнее.

Глаза же пригодятся тогда, когда прямого контроля над прицелом нет или он, гм, оставляет желать лучшего. Как, скажем, в случае с метательными предметами. Господи, как же я ненавижу метательные предметы в экшенах от третьего лица. Вязкое прицеливание, дуга траектории полета… фу! Признаюсь – в Rise of the Tomb Raider я ни одного кирпича за всю игру не бросил.

Eye Tracker 4C сводит это к секундному делу. Схватил нужный предмет, посмотрел в дальнюю даль, нажал кнопку – и все. Чертов кирпич уже летит отвлекать кого надо и куда надо. Особой точности, как в случае со стрельбой, здесь не требуется, потому и результаты радуют каждый раз.

Всевозможные разновидности «магнитных» прицелов трекер также превращает в сказку. Больше не нужно плясать вокруг стола, чтобы среди кучи хлама выудить батарейку в Mankind Divided, или хаотично вращать стиком, чтобы (не очень умная) камера Syndicate поняла, за какой уступ ты хочешь зацепиться и на каком враге сфокусироваться. Все эти действия выполняются интуитивно и с похвальной четкостью.

Tobii также активно продвигали управление круговыми меню при помощи взгляда, но механика из этого получилась спорная. Если в аугментированных карманах Дженсена ковыряться глазами еще относительно удобно, то вот пользоваться колесом приказов в Wildlands таким образом – сущая мука. Запрашивать минометные обстрелы, глядя на соответствующую иконку, очень круто, но это противоречит необходимости видеть, куда, собственно, миномет будет палить. Сколько я ни пытался, все казалось, что вот-вот заработаю себе косоглазие, а артподдержка каждый раз летела мимо.

Все это замечательно – но хочется чего-нибудь поинтереснее, верно? Такого, чтоб глаза тоже играли. Пока что самый оригинальный финт с трекером выдали поляки в своей Dying Light: там взгляд игрока, среди прочего, провоцирует зомби на агрессию. Это замечательный добавочный челлендж, и надеюсь, что впоследствии подобные идеи будут появляться чаще.

Основное функциональное отличие Eye Tracker 4C от EyeX – отслеживание не только взгляда, но и движений головы. Пожалуй, от хедтрекинга как раз и остались самые яркие впечатления, потому что это фактически виртуальная реальность минус телевизор на голове.

Представить Elite: Dangerous без трекера уже невозможно. Он настолько облегчает управление кораблем, что стандартная схема начинает казаться неуклюжим пережитком прошлого. Игрок уже не привязан к отдельным элементам интерфейса, а волен свободно оперировать бортовыми компьютерами, не отвлекаясь от происходящего снаружи.

И это не говоря о том, что возможность повертеть головой в открытом космосе сама по себе стоит того!

У Tobii эта технология названа Infinite Screen и вынесена в отдельное приложение с кипой всевозможных настроек. Утилита позволяет регулировать чувствительность отслеживания взгляда, движений головы, переключаться между режимами трекинга, настраивать углы поворота и многое другое. Симуляторы, как видно, у разработчиков все еще в почете.

Все остальные функции девайса, кстати, тоже настраиваются прямо в играх. Не ахти какое достижение, но переоценить его трудно, если какой-либо элемент доставляет неудобства.

Примечательно, что в 4C встроен свой чип для обработки сигнала, поэтому ресурсы системы он берет по минимуму. Разница в производительности со включенным сенсором если и есть, то на глаз заметить ее не удается.

Но сильнее меня волновал другой вопрос: как скачки фреймрейта в играх повлияют на работу трекера? Я не из тех, кто жертвует качеством картинки в погоне за безупречной производительностью, и чаще предпочитаю играть при 45-50 кадрах в секунду, чем любоваться «лесенками». Для устройства от Tobii это, к счастью, большой проблемой не стало: скорость и точность отклика оставались на высоте во всех протестированных играх. Кроме одной.

Оптимизацию Syndicate при всем желании отличной не назовешь, но к нашему гостю у игры какая-то особая неприязнь. Даже незначительные перепады производительности приводили к тому, что камера начинала отставать от взгляда на добрых несколько секунд, а то и вовсе залипать в одном положении. Помогали самые дикие методы – от лихорадочного разглядывания облаков до переключения в оконный режим и обратно.

Выходит, что в отдельных играх непривередливым пользователям все же придется идти на уступки и снижать настройки графики, дабы обеспечить трекеру безупречные условия для работы.

Помимо интерактивных развлечений, Eye Tracker 4C интегрирован и в работу Windows, но, откровенно говоря, он только усложняет повседневные и давно заученные действия. Намного проще и быстрее несколько раз прожать Alt+Tab, чем сверлить взглядом меню переключения окон. Учитывая, что иногда последний как будто выпадает из фокуса трекера, тратить на это время не стоит совсем.

Заключение

После недели жизни с «Тобии» (иииии!) скажу – мне понравилось. В нем не все работает так, как задумано, и не все задумано так, как нужно было, однако впечатления остались сугубо положительные.

Eye Tracker 4C вряд ли станет обязательным инструментом в арсенале современного геймера, но роль средства, упрощающего «общение» с виртуальными мирами, он выполняет беспрекословно. Хватит пары дней, чтобы привыкнуть ко всем его функциям настолько, чтобы возвращаться к стандартному управлению уже не захотелось.

И тот факт, что трекер не замещает, а дополняет существующие контроллеры, только играет ему на руку. Да, это нечто совершенно новое – но оно прекрасно дружит со старым. И благодаря этому имеет гораздо больше шансов на успех, чем прочие революционеры.

Единственная серьезная преграда к активному использованию устройства на данный момент – небольшой список поддерживаемых игр. Впрочем, Tobii неустанно работают над его расширением, и к общему делу чуть ли не еженедельно подключаются новые проекты. Недавние theHunter и Ghost Recon Wildlands – отличный тому пример.

Стоит отметить, что пользователи с прямыми руками тоже без дела не сидят. На официальном канале в Discord неоднократно мелькали разговоры о самодельных скриптах, при помощи которых Eye Tracker 4C работает в Star Citizen и Dishonored 2. Внедрение пока проходит на базовом уровне, позволяющем, скажем, выглядывать из-за угла наклоном головы, но сама по себе возможность кастомизации звучит многообещающе.

Плюсы:

  • Игровой опыт, близкий к виртуальной реальности;
  • Дополнение к привычным методам управления, а не их замещение;
  • Простота установки и настройки;
  • Возможность пользовательских модификаций;
  • USB-удлинитель в комплекте.

Минусы:

  • Скромный ассортимент поддерживаемых игр;
  • Нагрузка на глаза в первые дни пользования;
  • Жесткий и неудачно расположенный провод;
  • «Одноразовый» дизайн креплений.

Иными словами, будущее все-таки стоит того, чтобы уже сейчас взглянуть на него хотя бы одним глазком.


Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас

Добрый день.

Спасибо за обзор. Разработчик из Tobii (по интеграции в игры) на линии, буду рад вопросам :)

Сразу отвечу на несколько промелькнувших в статье.

1. Место крепления трекера внизу экрана не случайно, так камере легче видеть глаза и их не закрывают веки.

2. Если закончатся полоски крепления то суппорт вышлет дополнительные бесплатно (возможно потребуется оплатить доставку). Инженеры много эксперементировали с дизайном крепления и остановились на таком компромисе.

3. Мы непрерывно работаем с геймстудиями и пытаемся добавить поддержку максимального количества игр, больших и маленьких. Будем рады новым контактам. В дальнейшем мы будем стараться добавлять больше пассивных реаций, например, в хоррор играх, где события могут происходить в зависимости от того смотришь ли ты на какой-то объект или наоборот не смотришь. Ранее такие вещи разработчикам приходилось угадывать и высчитывать по времени. В большинстве случаев уровень глубины интеграции зависит от желания разработчиков и фазы разработки, на которой начинается интеграция.

Ответить +4 - +

alex8b, двусторонние ленты 3M не подойдут?

Ответить 0 - +

walkman, можно, главное чтобы выдерживало вес и не проседало (будет сбиваться калибровка). так что лучше в таком случае ленту просто проклеить под магнитную полосу, а не заменять ее.

Ответить +1 - +

alex8b, а когда в Украине купить можно будет, не подскажите?

Ответить +1 - +

seitori, кстати да, цена очень неудобная для заказа по почте из Украины. Беспошлинный лимит превышен на 10 евро.

Ответить +1 - +

seitori,
Заказать можно с доставкой на официальном сайте (идет меньше недели). Сейчас в комплекте идет бесплатный Ghost Recon Wildlands или theHunter: Call of the Wild:
https://tobiigaming.com/games/ghost-recon-wildlands/
https://tobiigaming.com/eye-tracker-4c/

В Украине ретейлеров пока нет, но мы постоянно расширяем ретейлерскую сеть, и, если у кого либо есть контакты, будем рады поговорить.

Ответить 0 - +

alex8b, возможно, что в будущем добавят алгоритм самокалибровки на лету?

Ответить 0 - +

frostbite, возможно. Сейчас если все закреплено как указано, на магните, то откалибровать необходимо лишь один раз при установке, и занимает это 15 секунд.

Ответить +1 - +

frostbite, Да, лимит в 150 евро крайне не удобный. Ну всё время алиэкспресовскую мелочь же заказывать :[

alex8b, О, так у нас http://www.3ona51.com/ по этим делам. Они буквально привозят единичные вещи, как лимитированые коврики рейзер с подписями создателей или Cyborg amBx light набор (первыми и единственными, наверное, в Украине), да и вообще магазин серьёзный. У них же к слову и всякие отборочные на WCG (или как оно сейчас называется) и тому подобное проходит... Таак , что-то я их разрекламировал сильно. :p

Ответить +2 - +

seitori,
Я скину ссылку в отдел продаж, но если есть с ними прямые контакты, то это было бы проще.

Ответить +1 - +